Гражданское воспитание подрастающих поколений в новых условиях развития российской государственности, страница 5

          Основным условием становления личности выступает социально обусловленная или личностно значимая предметная деятельность как специфического, так и общего характера. С момента рождения человек автоматически попадает в какие-либо гражданские отношения (регистрация рождения, дошкольные учреждения со своими специфическими требованиями, школа, получение документов и т.д.), которые являются общими для всех, одинаково направленными как на младших детей, так и на подростков. Что же касается специфической предметной деятельности, то здесь речь идет о действиях личности как гражданина в определенных ситуациях, требующих от нее совмещения теоретических и практических знаний, выбора того или иного способа действия, общения. В данном случае происходит объективизация накопленного личностью опыта в виде каких-то действий. Данный процесс не может быть представлен только как переход ранее интериоризованных действий во внешнее, т.к. ситуативность действий предполагает незапланированные формы проявлений.

          Следует выделить конкретно специфические гражданские действия. К ним относятся официальные действия личности, когда она выступает как субъект государственно-правовых или иных отношений, так или иначе выражающих связи личности с принятыми в данном обществе правовыми установлениями, их выполнением.

         Специфические гражданские действия и качества по степени осознанности можно разделить на два типа - осознанные и неосознанные. В данном случае речь идет о тех действиях, когда личность автоматически выполняет ряд принятых в обществе норм, априори выступая гражданином данного государства (неосознанные, автоматические действия), и о тех, когда личность в определенных ситуациях исходит из позиции гражданина, его действия наполняются гражданским значением, поведение регулируется гласными и негласными правилами гражданского общества (осознанные). Для полноправной целенаправленной деятельности личности, тем более для ее формирования и становления, необходим определений баланс этих двух форм проявления. Как видно, задача воспитателя заключается в том, чтобы сформировать у личности осознанность действий второго порядка, определяющих генеральную линию поведения человека. Переход неосознанных действий в осознанные, в социально и личностно значимую предметную деятельность требует от личности перехода от одного уровня нравственного развития на другой, приобретения при этом системы содержательных и формальных сторон становления личности, что составляет третье специфическое положение.

          При дифференциации процесса гражданского воспитания подростков из общей системы проблем воспитания целесообразно выделить две стороны - приобретение каких-либо гражданских прав и приобретение гражданских качеств, форм, способов поведения. Это связано с тем, что гражданские права могут быть предоставлены личности автоматически, государством.  Гражданское общество гарантирует каждому родившемуся права, или конституционный статус личности со всеми вытекающими отсюда положениями. В данном случае человек (личность) получает эти права в полном объеме и становится автоматически обладателем определенных прав и обязанностей. Так, в частности, ограничивается данная человеку природой свобода, однако это ограничение носит естественный характер, ибо вытекает из необходимости «узаконения и упорядочения» человеческих отношений. Необходимо обратить внимание и на то, что основные (базовые) права личности остаются неизменными на протяжении многих столетий: право на жизнь, право на статус в обществе и др., тогда как ряд прав совершенствуется, претерпевает различные изменения. Гражданские качества относятся ко второму разряду, так как они тесно связаны с изменениями общественно-исторического характера.

         Вторая сторона процесса - приобретение гражданских качеств и вытекающих отсюда форм и способов поведения имеет свои закономерности формирования, цель, задачи, содержание, формы, методы и условия, речь о которых должна  идти самостоятельно.

Таким образом, унифицирующие начала в образовательном процессе, подразумевающие обязательный минимум содержания образовательной программы,  охватывают общее в воспитательном процессе, дифференцирующие же, представляя особенности региона в решении данной конкретной задачи, особенности развития личности, ведут к необходимости соответствующей организации образовательно-воспитательного процесса.

Проблема формирования гражданина, гражданское воспитание подрастающих поколений - явление, связанное многими узами с политикой национального и интернационального типа развития современных государств. К сожалению, этот процесс так и не имеет пока своего баланса.   

РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ  ИДЕИ  ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ                                          

Гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая связь (имеется в виду правовая) человека с государством, что выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Таким образом, юридической основой распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, предусмотренных Основным Законом          и другими законами, правовыми установлениями, выступает наличие гражданства. Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» был подписан Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным 28 ноября 1991 года и вступил в силу со дня его опубликования. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации были внесены определенные изменения, что нашло свое отражение в Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» Закон о гражданстве призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РФ, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина Российской Федерации, защиту и покровительство Российской Федерации гражданам РФ, находящимся за ее пределами.