Изменения в общественно-политической сфере ведут к изменениям условий реализации гражданского воспитания, поэтому названные выше не претендуют на максимальную полноту. Анализ общественно-политической ситуации показывает, что в последнее время требуют пристального внимания так называемые спонтанные, непроизвольные (отчасти случайные) факторы и условия. К ним можно отнести события общенационального значения, какие-то особые обстоятельства и условия жизни и др. (выборы и перевыборы, референдумы, исчезновение из политической жизни государств и появление множества суверенных, создание нового государственного строя и многопартийность, плюрализм, выборы депутатов и президентов и т.д.). Все это стремительно вовлекает в водоворот политической жизни вчерашних несовершеннолетних подростков, не имеющих политического опыта, подчас не разбирающихся в политических целях, задачах этих течений и партий, ориентируясь в основном на внешние признаки (символы, атрибутика, демагогические и популистские заявления лидеров и т.д.). Отметим, что новые условия заставляют подростков вырабатывать свою гражданскую и политическую позицию, хотя не всегда она может быть активной. Так или иначе, они организуют и оптимизируют процесс гражданского становления молодежи.
Таким образом, условия, начиная от более или менее объективных и кончая субъективными и случайными, могут оказывать действенное влияние на формирование гражданских качеств подрастающих поколений.
Как и любые другие определяющие успешность процесса звенья системы гражданского воспитания, условия их реализации могут быть и решающими, и второстепенными. Четкого деления между ними не существует, т.е. одни и те же условия в различных ситуациях могут выступать как решающими, так и второстепенными. Это может зависеть не только от ситуаций, но и от способов организации воспитательного процесса, от комплексности подходов к планированию и организации воспитательного процесса, от учета многогранных взаимосвязей процесса гражданского воспитания с другими направлениями системы воспитания.
Анализ современного состояния образовательного процесса позволяет выделить ряд специфических положений, присущих ему изначально и развивающихся параллельно с ним. Как показывает опыт, их действие во многом определяет характер взаимодействия федерального и регионального компонентов образовательного процесса. Обратимся к некоторым из них.
Становление личности в различных видах деятельности проистекает в условиях действия тенденций унификации и дифференциации интегрирующих структур. Это положение, если его рассматривать как единство центробежных и центростремительных сил, в основе своей универсально. Однако, когда речь идет о путях формирования личности, мы должны учитывать два важных аспекта - требования со стороны государства, ведущие к унификации в формировании гражданина в целом, и относительно свободное развитие самого индивида, предусматривающее постоянный отход от установленных рамок. Относительность свободы развития личности определяется совокупным влиянием управляемых и неуправляемых факторов, организованных и спонтанных воздействий на личность.
Необходимо признать, что сам по себе процесс воспитания и формирования личности в основе своей содержит всегда аспект унификации, так как организация, пути и формы, методы и приемы, используемые воспитателями, направлены прежде всего на массу, на некоторое сообщество лиц. Что касается индивидуализации воспитательного процесса, она вторична по ряду объективных и субъективных причин, что связано прежде всего с необходимостью личностно-ориентированного подхода.
Дифференцирующее начало заключается прежде всего в психологических особенностях восприятия и усвоения личностью новой информации, т.е. в особенностях интериоризации. Преобразование внешних воздействий (педагогические влияния, общение, предметная деятельность и др.) во внутренние субъективные характеристики сознания и деятельности априори предполагает преломление всей системы воздействий через индивидуальность.
В воспитательном процессе довольно в редких случаях стопроцентно достигаются цели воспитания, лежащие где-то между этими полюсами. Наиболее частый случай - это уклон в одну из известных сторон, что зачастую определяется и развитием самого общества и общественных отношений.
Таким образом, личность изначально поставлена в определенные рамки, и это положение непосредственно или опосредованно заставляет ее соотносить объективное и субъективное начала. Символически это можно представить в виде концентрированных кругов, в центре которых лежит личность гражданина со своими устремлениями. Второй круг означает уровень интеллектуально-практического развития личности, т.е. уровень ее возможных притязаний. Данный уровень должен быть «прозрачным», т.к. по мере развития личности границы его раздвигаются. Третий круг представляет собой требования общества и государства в виде нормативных актов и установлений, в виде гласных и негласных моральных установок.
Процесс воспитания должен занимать в этой системе доминирующее положение, выступая в роли стабилизирующего элемента. Своеобразным «буферным» положением воспитания обуславливаются и детерминируются и многие особенности процесса воспитания, его социальные роли и функции, нередко содержание, формы и методы организации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.