ВВЕДЕНИЕ
Государственная программа развития агропромышленного комплекса предусматривает широкое внедрение наукоёмких ресурсосберегающих технологий производства приоритетных групп конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Основными критериями выбора технологий являются получение максимального урожая и высокого качества продукции с наименьшими затратами при сохранении и восстановлении плодородия почвы. Особая роль при этом отводится использованию почвообрабатывающих комплексов моноблочной и блочно-модульной структуры, агрегатируемых с мобильными энергетическими средствами (МЭС) нового поколения.
Основной тенденцией развития МЭС является создание параметрических рядов на единой элементно-агрегатной базе с высокой эффективного функционирования за счёт изменения массоэнергетических параметров, оснащения системами автоматического управления режимами работы, снижения негативного воздействия на почву и окружающую среду, обеспечения комфортных условий для обслуживающего персонала.
Совместное функционирование рабочей машины и трактора в составе почвообрабатывающего агрегата определяет основные показатели эффективности реализуемой технологии обработки почвы, как наиболее энергоёмкой операции. Поэтому особую актуальность в системе ресурсосбережения приобретает проблема повышения степени использования потенциальных возможностей почвообрабатывающих агрегатов за счёт оптимального согласования тягово-скоростных характеристик рабочих машин и энергетических средств.
Основные положения методологии решения этой проблемы достаточно изучены. Однако для рационального комплектования и использования парка тракторов общего назначения определённого параметрического ряда или серии в отдельных регионах и предприятиях необходима сравнительная оценка их технологического уровня с учётом природно-производственных условий.
Параметры и режимы работы тракторов и почвообрабатывающих агрегатов разного технологического назначения должны удовлетворять законам механики и экономики, что обуславливает необходимость многокритериального решения соответствующих задач с использованием многоуровневого системного подхода и современных методов математического моделирования технологических процессов. При таком подходе обеспечивается высокий уровень адаптации тракторов к сельскохозяйственным ландшафтам, технологиям и другим природно-производственным факторам с наименьшим расходом соответствующих ресурсов.
Для эффективной и оперативной адаптации тракторов к зональным условиям необходимо развитие общей теории для всего многообразия типов и типоразмеров мобильных машин и агрегатов на их базе.
В работе обобщены результаты теоретических и экспериментальных исследований для развития общей теории технологической эксплуатации трактора, определяющей методы и технические средства адаптации МЭС к природно-производственным условиям.
Книга включает девять разделов. В первом разделе рассмотрены основные природно-производственные факторы, влияющие на показатели работы сельскохозяйственных тракторов их воздействие на окружающую среду и направления адаптации к условиям эксплуатации.
Во втором и третьем разделах представлены классификация, оценочные показатели, тенденции развития и использования МЭС.
Четвёртый и пятый разделы посвящены моделированию и оценке показателей работы тракторов, характеризующих их соответствие своему функциональному назначению.
В шестом разделе представлены технологические основы адаптации тракторов к природно-производственным условиям.
В седьмом разделе обоснованы структура и модели многоуровневой адаптации тракторов для технологических процессов основной обработки почвы с учётом природных условий.
Восьмой раздел содержит результаты оптимальной адаптации параметров и режимов работы тракторов к условиям и сравнительную оценку их эффективности.
В девятом разделе изложены основные принципы и способы управления параметрами тракторов для их эффективного использования в разных условиях.
Представленный материал не претендует на полноту изложения всех вопросов, связанных с адаптацией МЭС к природно-производственным условиям. Однако постановка проблемы и предлагаемые методы её решения будут способствовать повышению эффективности использования и совершенствованию теории технологической эксплуатации современных тракторов.
1. ПРИРОДНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ.
1.1. Характеристика условий эксплуатации тракторов
Природно-производственные условия отдельного хозяйства, региона или почвенно-климатической зоны характеризуются основными факторами, которые оказывают наибольшее влияние на показатели работы машинно-тракторных агрегатов (МТА) в соответствующие математические модели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.