Сопротивление обработке почвы по следу гусеничных тракторов возрастает на 25, колесных - на 40, тяжелых автомобилей -на 65 % по сравнению с сопротивлением обработке неуплотненных участков поля. Это ведет к перерасходу топлива только при подготовке почвы до 1 млн. т. в год.
Из-за низкой загрузки тракторных двигателей (60-70 %) при выполнении основных сельскохозяйственных операций и малых скоростей рабочего хода, расход топлива на единицу выполненной работы увеличивается на 10-15 %.
В зависимости от состояния почвы буксование изменяется в 4-6 раз при одинаковом сопротивлении ее обработке. Отсутствие объективного контроля за величиной буксования движителей приводит к снижению рабочей скорости за счет потерь на буксование и в результате - перерасходу топлива на единицу выполненной работы. Удельный расход топлива на рыхлых и переувлажненных почвах в 2,0-3,5 раза выше, чем на стерне нормальной влажности.
Обобщение исследований (таблица 1.6) показывает, что сельскохозяйственные тракторы воздействуют на окружающую среду 23 факторами, вызывающими 8 основных видов вредных воздействий, для исключения которых необходимо решение проблем по 30 направлениям.
Таблица 1.6 – Основные воздействия сельскохозяйственных
тракторов на окружающую среду
Вредные последствия |
Факторы воздействия |
Проблемы обеспечения экологической безопасности и конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
Уплотнение почвы |
Большая масса. Высокое и неравномерное давление движителей на почву. Большое число проходов по полю при возделывании сельскохозяйственных культур |
Уменьшение массы до экономически обоснованного уровня. Увеличение площади опорной поверхности и совершенствование движителей. Оптимизация положения центра масс. Обоснование параметров по условиям экологической безопасности. Использование массы агрегатируемых машин в качестве сцепной |
Разрушение (распыление) поверхности почвенного слоя |
Повышение буксования движителей из-за отсутствия контроля. Высокие скорости взаимодействия движителя и рабочего органа с почвой. Несовершенство движителей |
Повышение тягово-сцепных свойств. Снижение буксования движителей. Применение резинотросовых гусениц. Создание шагающих движителей с дискретным следообразованием |
Водная эрозия почвы |
Нарушение микрорельефа поверхности полей (развалы, колея, бульдозерный эффект от управляемых колес) |
Обеспечение работы с плугами для гладкой вспашки. Совершенствование системы управления, обеспечение суперманевренности |
Загрязнение атмосферы продуктами сгорания (токсичными выбросами) |
Повышенный расход топлива на единицу производительности (продукции). Низкая загрузка двигателя на полевых и транспортных работах. Несовершенство процесса сгорания топлива в ДВС |
Повышение топливной экономичности двигателя и применение альтернативных топлив. Повышение КПД машины. Применение ДПМ. Увеличение загрузки двигателя за счет улучшения разгона агрегата путем уменьшения инерционных сил и моментов. Автоматизация режимов загрузки двигателя. |
Повышенный расход энергии в производстве машин |
Низкий уровень использования рециклированных материалов. Несовершенство технологических процессов |
Применение в конструкции рециклируемых материалов. Совершенствование системы управления |
Загрязнение атмосферы и почвы вредными продуктами износа (частиц и летучих компонентов) |
Применение узлов трения с материалами, содержащими канцерогенные вещества (асбест и др.). Недостаточная износостойкость шин, фрикционных материалов |
Замена в трибосалюсных (предназначенных для рассеивания энергии) механизмах фрикционных материалов экологически безопасными. Применение фрикционных материалов, работающих в масле, механизмов поворота гусеничных машин с гидроприводом |
Загрязнение почвы и воды маслами, топливом и токсическими выбросами |
Обрыв маслопроводов, течи через соединения и прокладки. Разлив масел, рабочих жидкостей и топлива при техническом обслуживании и заправке |
Автоматическая защита от залпового выброса масла при аварийном нарушении герметичности гидропривода. Повышение качества соединений маслопроводов |
Шумовое загрязнение атмосферы. Электромагнитные излучения |
Недостаточная эффективность системы глушения внешнего шума. Недостаточная шумоизоляция кабины водителя, несовершенство рабочего процесса двигателя |
Совершенствование рабочего процесса двигателей. Применение высокоэффективных шумопоглощающих материалов, капсулирование отсека двигателя. Совершенствование конструкции глушителей шума в системе впуска и выпуска двигателя |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.