Изыскание наиболее рациональных и эффективных путей энергосбережения в сельском хозяйстве требует объективной, всесторонней комплексной оценки всех ступеней технологического процесса по сопоставимым показателям, позволяющим надёжно ранжировать их.
Таблица 1.7 – Структура и оценка энергозатрат при создании и
использовании сельскохозяйственных тракторов общего назначения
тяговых классов 3-5
Этапы полного жизненного цикла |
Удельные затраты энергии |
|
МДж/усл. эт. га |
Процент к сумме |
|
Создание и производство Предпродажная подготовка, хранение, доставка с учетом добавленной стоимости Использование (энергия израсходованных ГСМ) Текущий ремонт и техническое обслуживание Прочие Всего |
71,0 1,4 833,6 13,0 9,1 928,1 |
7,6 0,2 89,8 1,4 1,0 100,0 |
Расчеты [7], выполненные на основе методики энергетического анализа технологических процессов в сельском хозяйстве (табл. 1.7) позволяют обоснованно определить наиболее значимые направления энергосбережения. Энергозатраты, отнесенные к условному эталонному гектару, в сфере производства и поставки трактора составляют 7,8 % общих энерговложений за период его работы, а 92,2 % падают на использование. Существенно, что в процессе использования трактора наибольшие энерговложения связаны с расходом горюче-смазочных материалов (89,8 %). Это показывает, что экономии и повышению эффективности использования топлива должно быть уделено особое внимание.
1.2.2. Взаимодействие ходовой системы тракторов и
рабочих органов агрегатов с почвой
При работе почвообрабатывающих агрегатов почва является опорной поверхностью и одновременно технологическим материалом.
Перемещение агрегатов по поверхности поля связано, как показано выше, с неизбежным отрицательным воздействием на почву, которое в конечном итоге выражается постепенным снижением урожайности возделываемых культур.
Упрощенная количественная оценка воздействия тракторов на почву осуществляется в данный период значениями буксования движителей и уплотнением почвы.
Параметры и режимы работы тракторных агрегатов должны выбираться таким образом, чтобы значения буксования и уплотнения почвы оставались в допустимых границах.
В соответствии со стандартом, основной классификационный параметр отечественных тракторов — номинальное тяговое усилие, развиваемое на стерне нормальной плотности и влажности на суглинистом черноземе, при буксовании движителя не выше предельных значений: 15 % для колесных тракторов 4К4; 17-18 % для колесных тракторов 4К2 и 5 % для гусеничных тракторов [5].
Соблюдение указанных границ допустимого буксования зависит от силы сцепления, образующейся в результате взаимодействия движителей трактора с почвой как с опорной поверхностью.
Оптимальные значения плотности почвы обеспечивают наиболее благоприятные условия для получения дружных всходов, последующего развития культурных растений и конечного высокого урожая, зависят как от её типа, так и от вида возделываемой сельскохозяйственной культуры.
Обобщенные данные по оптимальной плотности основных типов почв [1] приведены в таблице 1.8. При этом указаны также равновесные значения плотности почвы естественного сложения.
Таблица 1.8 – Значения равновесной и оптимальной плотности для основных типов почв
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.