Технологические основы адаптации тракторов. Государственная программа развития агропромышленного комплекса, страница 5

Взаимосвязанные значения класса длины гона, средней площади участка и расстояния внутренних переездов агрегата учитываются в соответствии с [3] и приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Взаимосвязанные значения длины гона, средней площади участка и расстояния внутрисменных переездов агрегатов

Класс длины гона, м

Средняя площадь участка, га

Расстояние переезда, м

До 150

150…200

200…300

300…400

400…600

600…1000

Более 1000

До 1,5

3,0

6,0

12,0

24,0

60,0

Свыше 140

600

700

810

930

1050

1250

1500

Таблица 1.3 – Средняя загрузка основных типов тракторов и

почвообрабатывающих машин по РФ

Наименование машин

Средняя годовая загрузка, ч

Тракторы общего назначения

830

Универсально-пропашные

1035

Плуги общего назначения

180

Культиваторы глубокорыхлители-плоскорезы

195

Культиваторы-плоскорезы

145

Культиваторы:

обычные фрезерные

170

130

Лущильники дисковые

120

Выравниватели почвы

90

Катки

120

Бороны зубчатые

95

Бороны дисковые

170

Комбинированные агрегаты

95

Сеялки

85

Важным производственными показателями агрегатов являются годовая занятость, как тракторов, так и соответствующих рабочих машин. В настоящее время отсутствуют достоверные данные по фактической годовой занятости тракторов и сельскохозяйственной техники, поскольку идут непрерывные процессы изменения форм хозяйствования, количественного состава техники.

В таблице 1.3 приводятся лишь последние официальные данные, на 2009 г. [4].

Обобщение и систематизация эксплуатационных факторов позволили установить основные причины формирования проблемы повышения эффективности тракторов и почвообрабатывающих агрегатов на их базе:

- снижение коэффициента использования времени смены, связанное с простоями по организационно-техническим и метеорологическим условиям;

- ухудшение топливно-энергетических показателей, обусловленное недоиспользованием потенциальных возможностей в режиме рабочего хода;

- снижение показателей безотказности, связанное с интенсивным ухудшением установленных технических параметров и достижением неработоспособного состояния агрегатов и узлов.

Формирование общей проблемы машиноиспользования определяется техническим уровнем тракторов, их адаптацией к изменяющимся в широком диапазоне природно-производственным факторам, характеризующим эксплуатационные условия.

При важности взаимосвязанных проблем повышения степени использования времени смены и снижения безотказности, главной проблемой является недоиспользование потенциальных возможностей тракторов при выполнении технологических операций, обусловленное недостаточной адаптацией к особенностям условий функционирования.

Опыт многолетней эксплуатации и результаты исследований [5] показали, что средневзвешенная степень полезного использования эксплуатационной мощности двигателя тракторов в течение года составляет в большинстве случаев 50-80 %. Для новых энергонасыщенных тракторов этот показатель даже несколько ниже, чем у их предшественников.

В связи с этим возникает вопрос целесообразности повышения мощности новых тракторов, если эффективное ее использование в эксплуатации не обеспечивается.

Для получения правильных ответов на этот вопрос необходимо рассмотреть специфику использования мощности двигателя сельскохозяйственных тракторов в различных условиях эксплуатации.