К первой, наиболее значимой группе относятся воздействия внешней среды, непрерывный характер которых, порождаемый изменением почвенно-рельефных и погодных условий, а также особенностями технологического процесса, обусловливает колебания нагрузочно-скоростного режима работы при выполнении различных операций. Эти колебания оказывают самое неблагоприятное воздействие на энергетические параметры трактора, технико-экономические и агротехнические показатели МТА.
Вторая группа – это внутренние факторы, обусловленные динамическими свойствами двигателя, совмещением его скоростной характеристики с нагружающими и преобразующими характеристиками трансмиссии, а также отклонениями их параметров от установленных значений. Они характеризуют потенциальные возможности трактора и связаны с обеспечением рациональных режимов работы, определяющих его выходные показатели. Поэтому изменение массоэнергетических параметров тракторов на основе балластирования и применения ДПМ с перспективными бесступенчатыми трансмиссиями существенно улучшает их технологические свойства.
Третью группу факторов представляют управляющие воздействия при работе, организационные и технические мероприятия по оптимальной загрузки двигателя и скоростного режима работы трактора. Управляющие воздействия включают оценку оператором-трактористом или системой автоматического управления режимами эффективности функционирования МТА и качества технологического процесса средствами контроля и комплекс воздействий на объект контроля с помощью органов управления, имеющий целью соблюсти эксплуатационные допуски на агротехнические, энергетические, технические, эргономические и другие параметры. Однако эти воздействия зачастую, по определённым причинам, ограничены по возможности и эффективности применения. Это относится к рациональному комплектованию и выбору рабочих скоростей МТА, использованию ВОМ и гидропривода, обеспечению надлежащего нагрузочно-скоростного и температурного режимов функционирования МТУ.
Анализ отечественных и зарубежных исследований и опыт эксплуатации позволили обосновать [5] основные принципы и этапы общей системы ресурсосберегающего использования энергонасыщенных тракторов (рис. 1.1), включающие:
1) оценку природно-производственных условий, обоснование рациональных вариантов операционных технологий основных механизированных работ и выбор мобильных энергетических средств;
2) моделирование, оптимизацию и сравнительную оценку эксплуатационных параметров и режимов работы тракторов;
3) технико-экономическую оценку методов и средств адаптации энергонасыщенных тракторов к условиям эксплуатации.
При этом необходимо установить общие закономерности и взаимосвязи процессов формирования показателей работы тракторов, определить основные мероприятия, обеспечивающие оптимизацию эксплуатационных параметров и режимов их работы в составе агрегатов различного технологического назначения.
Типы агрегатов, а также условия и принципы их функционирования прежде всего определяются технологиями возделывания сельскохозяйственных культур. Соответственно основные показатели эффективности как блочно-модульных, так и однооперационных агрегатов обусловлены уровнем их адаптации к соответствующим технологиям.
Исходя из этого, задачей первого уровня исследования является адаптация рабочих органов машин и агрегатов к заданным технологиям путем выявления соответствующих адаптеров и их количественной оценки.
После этого решаются задачи адаптации тракторов в составе агрегатов с выявлением соответствующих обобщенных адаптеров и их численных значений.
В качестве математического аппарата в зависимости от характера каждой решаемой задачи используются как классические методы оптимизации, так и современные методы математического программирования, включая линейное и нелинейное программирование.
Рисунок 1.1 – Схема системы адаптации тракторов
к условиям эксплуатации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.