Разработка метода восстановления топливной системы судового дизеля 3Д12 с помощью ремонтно-восстановительных составов, страница 13

Критерии эффективности применения

«Плакиаторы»

Активаторы адгезии

Кондиционеры

металла

Геоматериалы

"РИМЕТ", "Lubrifilm",“REPOWER”,  "Ресурс-дизель ",

”ЭРФОЛГ ”

"SLIK-50", "Slider2000",

«NU-POWER».

Energy release

НИОД,  Живой металл, ХАДО.

РВС

Возможность негативного воздействия на состояние ДВС

есть

незначительное

есть

есть

нет

Увеличение безотказности работы ДВС

нет

нет

нет

есть

есть

Снижение расхода топлива, %

5-7

до 5

5-10

до 10

5-15

Период действия однократного применения, (моточасов)

100-120

100-120

180-250

до 1000

до 2500

Снижение эксплуатационных затрат, %

до 10

3-5

до 10

до 15

15-50

Увеличение моторесурса, %

20-30

10-15

20-50

50-100

200-300

Улучшение состояния поверхностей трения деталей

нет

нет

нет

есть

есть

Таблица 2.1.1 - Сравнительный анализ применения групп присадок  в топливной аппаратуре ДВС

2.2 Выбор ремонтно-восстановительного состава

В конце 90-х годов группа ученых РАН под руководством академика   И. В. Крагельского обнаружили интересный феномен. Некоторые минералы вторичной магматической формации при определенных климатических условиях приобретают не только свойства внедрять углерод в приповерхностный слой железа, но и создавать на его поверхности монокристаллическую стеклоподобную структуру, оптимизирующую зазоры и износ.

Научно-производственная компания «LT - Лаборатория триботехнологии» (г. Санкт-Петербург) в последние годы ведет научные исследования в области возможности применения добавок к дизельным топливам, основанных на использовании антифрикционных и противоизносных присадок в смазочные материалы.

Анализ таблицы 2.1.1 позволяет сделать вывод, что наилучшими технико-эксплуатационными свойствами обладает РВС из группы геоматериалов.

Положительный эффект применения серпентинитовых композиций, как модификатора солидола, заключается в значительном (почти двукратном при применении байрамгуловского серпентинита) снижения коэффициента трения. Другой весьма важный результат триботехнических испытаний - малый (либо отсутствие такового) износ наиболее твердой детали узла трения - стали при использовании в смазках серпентинитовых модификаторов трения, то есть в данном случае можно говорить о достижении в какой-то степени «эффекта безизносности» узла трения.

Оба эффекта, как показали исследования, связаны с образованием (в процессе приработки узла трения) пленочных зеркал скольжения на поверхностях трения из материала, вводимого в смазку модификатора. Образованию пленочных зеркал скольжения весьма способствует наличие в серпентинитовых модификаторах трения магнетита, который находится в тесном срастании (а также тонкой вкрапленности) с серпентинитом. Наличие магнетита обуславливает налипание модификатора на металлическую поверхность узла трения, способствуя, таким образом, формированию антифрикционных пленок (зеркал скольжения). Благодаря образованию этих пленок и происходит заметное снижение коэффициента трения и реализация эффекта безызносности в узле трения.

Оптимальная округлость вводимого в смазку материала модификатора составляет < 10 мкм с выходом фракции < 1 мкм порядка 20-30 % и средним диаметром частиц порядка 2-5 мкм.

Силикатные модификаторы являются адсорбентами водорода, поэтому их использование в смазках - эффективный путь борьбы с водородным износом металлов в узлах трения.