Ремонт якорей. Разборка двигателя. Определение дефектов и объема ремонта. Ремонт электрических машин сваркой, страница 7

Крепление якорных обмоток тяговых двигателей производят пазовыми клиньями, изготовленными в основном из листового электротехнического текстолита толщиной 5 – 7 мм, обладающего повышенными электрическими и механическими свойствами. Для крепления якорных обмоток применяют станок-автомат, который совмещает два независимых агрегата, расположенных на одной станине и предназначенных для автоматической запрессовки пазовых клиньев и намотки стеклобандажей. Перед запрессовкой текстолитовые клинья калибруют на специальном станке. Для крепления обмоток якорей бандажом используют стеклобандажную ленту марок ЛСБ-F и ЛСБ-B шириной 15 – 30 мм и толщиной 0,18 – 0,25 мм. Стеклобандажную ленту наматывают непосредственно на обмотку якоря, что исключает ряд трудоемких операций, связанных с намоткой бандажей из стальной проволоки. Стеклобандажи в сочетании с качественной электроизоляционной пастой на полиэфирно-эпоксидном лаке ПЭ-933 и термореактивными пропиточными лаками обеспечивают монолитность и герметизацию якорной обмотки, создают надежную защиту изоляции от воздействия влаги, масла, угольной пыли и других эксплуатационных загрязнителей. Стеклобандажи укладывают вполуперекрышу с силой натяжения 1,1 – 1,4 кН для якорей тяговых двигателей и 0,5 – 0,7 кН – для вспомогательных машин. После намотки стеклобандажи подвергают сушке и термообработке для отверждения и полимеризации при температуре 135 – 150 °С в течение 8 – 10 ч.

Балансировка якорей. Кроме динамических сил, возникающих при движении локомотива по неровностям пути, на двигатель действуют значительные силы от неуравновешенности массы вращающегося якоря. Плохо отбалансированный якорь создает дополнительные вибрационные нагрузки, которые интенсивно воздействуют на детали и узлы двигателя и приводят к появлению трещин, ослаблению неподвижных посадок и резьбовых соединений, повреждению якорных подшипников, изломам кронштейнов и щеткодержателей, ослаблению крепления полюсов, коллекторов, бандажей, а также к ухудшению коммутации машины и тенденции образования кругового огня на коллекторе. Чтобы предупредить возникновение в собранном якоре больших динамических усилий от неуравновешенных масс, необходимо тщательно выполнять балансировку массивных деталей якоря (коллекторов, нажимных шайб, втулок, вентиляторов самовентилируемых машин и др.). Собранный якорь подвергают динамической балансировке на специальных станках. В процессе балансировки торцовые стороны якоря уравновешивают поочередно путем добавления или, наоборот, удаления балансировочных грузов. Допустимая остаточная неуравновешенность массы якоря зависит от типа и массы электрической машины. Для якорей, например, тяговых двигателей НБ-418К6 она составляет не более 180 г∙см, для вспомогательных машин 80 – 110 г∙см. Полностью динамически уравновешенным является якорь с таким расположением масс, при котором результирующая всех центробежных сил относительно центра тяжести якоря будет равна нулю, т. е. главная центральная ось инерции будет совпадать с осью вращения якоря.

Сборка электрических машин. Сборка является завершающим этапом ремонта электрической машины. При этом выполняют следующие основные технологические операции: сборку магнитной системы и электрической цепи остова, моторно-якорных и моторно-осевых подшипниковых узлов, якоря с остовом, монтаж токосъемных устройств (кронштейнов, щеткодержателей, угольных щеток и др.), отделку и покраску машин, контрольные испытания. Тяговые электродвигатели собирают в электромашинном цехе, оснащенном поточно-конвейерными линиями, обеспечивающими комплексную механизацию всего технологического процесса сборки. Поточно-конвейерные линии оснащены современным нестандартным оборудованием (кантователями, манипуляторами, гидравлическими и пневматическими прессами и гайковертами, различными грузоподъемными кранами), а также приспособлениями и инструментом.