Ремонт якорей. Разборка двигателя. Определение дефектов и объема ремонта. Ремонт электрических машин сваркой, страница 6

Чтобы обеспечить монолитность обмотки, пазовые и лобовые части якорных катушек перед запрессовкой текстолитовых клиньев и наложением постоянных бандажей уплотняют осадкой. Существует два способа осадки обмотки якоря: бандажный и безбандажный. При первом способе катушки осаживают на бандажировочном станке, многократно наматывая через специальные прокладки на обмотку якоря временный бандаж из стальной проволоки с силой натяжения каждого витка 2,8 – 3,5 кН. При втором способе якорную обмотку обжимают со всех сторон специальными стальными пуансонами на пневматической установке. Этот способ более производителен и экономичен, поскольку не требуются технологические материалы: стальная бандажная проволока, электрокартон, прокладки и т. п.

Перед осадкой якорь нагревают до температуры 70 – 80 °С, затем опускают в установку и спрессовывают обмотку по всей ее поверхности давлением 150 – 200 кПа. Процесс опрессовки обмотки протекает в течение 25 – 30 мин до полного охлаждения якоря. После осадки катушек якорь устанавливают на специальный стенд и импульсным напряжением испытывают междувитковую и корпусную изоляции обмотки на электрическую прочность, затем осаживают концы проводников якорных катушек в шлицах коллекторных пластин и забивают верхние медные расклинки.

Пайку петушков коллектора электрических машин в зависимости от класса нагревостойкости изоляции выполняют мягкими или твердыми припоями. К мягким припоям в основном относятся сплавы олова со свинцом, например ПОС 40, ПОС 60 и т. д. Все мягкие припои имеют температуру кристаллизации около 190 °С, поэтому главным их недостатком является выплавление припоя из петушков коллектора при высоких температурных перегрузках якорных обмоток двигателя в эксплуатации.

Припои на основе серебра используют для пайки коллекторов тяговых двигателей, работающих с температурой выше 160°С. Серебряные припои обладают высокой электропроводностью, механической прочностью, пластичностью и хорошими технологическими свойствами, так как жидкотекучи, благодаря чему способны проникать и заполнять мельчайшие пустоты в контактном соединении электрической цепи.

На большинстве ремонтных предприятий выводные концы обмоток в петушках коллектора пропаивают оловянистым припоем в ваннах поплавкового типа. Перед пайкой выступающие из шлицев петушков проводники якорных катушек срезают на токарном станке заподлицо с торцами коллекторных пластин. Затем для защиты от прилипания припоя рабочую часть коллектора предварительно покрывают водным раствором мела, а выступающую часть миканитового конуса предохраняют от перегрева несколькими слоями асбестовой ленты. После этого коллектор якоря опускают в ванну и ведут пайку в течение 15 – 20 мин при температуре припоя не выше 280 – 300 °С. Хорошо пропаянные шлицы коллекторных пластин не должны иметь свищей, черновин, раковин и других дефектов.

Пайку петушков коллекторов тяговых двигателей серебряным припоем выполняют токами высокой частоты. Перед пайкой якорь устанавливают на специальный станок с наклоном якоря на заданный угол и вращают его в процессе пайки относительно своей оси. Петушки коллектора нагревают токами высокой частоты (6500 Гц) на установке мощностью 100 – 120 кВт. В процессе пайки в зону нагрева коллектора подводят пруток припоя и по мере плавления перемещают его по поверхности петушков коллектора. Благодаря концентрации тепла на небольшом участке коллекторных пластин общего перегрева коллектора не возникает, что очень важно для сохранения твердости меди и электрической прочности изоляции. Пайка коллекторов токами высокой частоты наиболее экономична, эффективна и универсальна, так как возможно паять коллекторы различных диаметров как мягкими, так и твердыми припоями.