Ремонт якорей. Разборка двигателя. Определение дефектов и объема ремонта. Ремонт электрических машин сваркой, страница 2

В первой камере моечной машины производят обмывку двигателя горячим раствором с температурой 80 – 90 °С в течение 10 – 15 мин, во второй сушат потоком воздуха, подогретого до температуры 50 – 60 °С. Обе камеры машины оборудованы системой вытяжной вентиляции. На позиции производят выпрессовку подшипниковых щитов гидравлическим прессом и выемку якоря из остова на специальном кантователе, затем якорь отправляют в моечную машину для очистки. Выпрессовку роликовых подшипников из щитов осуществляют на гидравлическом прессе зонтичного типа равномерным без перекосов усилием 50 – 60 кН на подшипник при скорости перемещения штока пресса 2 – 3 м/мин.

После разборки все детали двигателя (подшипниковые щиты, крышки, кольца, подшипники, метизы и др.) помещают в специальные контейнеры и транспортируют на участок мойки. На позиции в продувочной камере очищают внутреннюю часть остова двигателя сухим сжатым воздухом давлением 300 – 400 кПа. Позиция оснащена гидравлическим кантователем, предназначенным для вращения остова в вертикальной плоскости относительно своей оси для разъединения и разборки выводных соединений электрической цепи полюсных катушек, а также для снятия щеткодержателей с кронштейнами. На позиции поточно-механизированной линии с помощью специальной установки производят разборку магнитной системы остова: отворачивают полюсные болты, вынимают из остова главные и дополнительные полюсы, выпрессовывают сердечники полюсов и пружинные фланцы из катушек. На некоторых заводах для разборки тяговых двигателей используют поточные линии других конструктивных исполнений.

После окончательной очистки и мойки якорь направляют на поточную линию разборки, которая состоит из ряда рабочих позиций, размещенных в технологической последовательности и оснащенных необходимым нестандартным оборудованием, приспособлениями и инструментом. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на линии производят в основном мостовым краном и дополнительно установленными кран-балками грузоподъемностью 20 – 30 т. Индукционным нагревателем с вала якоря снимают упорные втулки и внутренние кольца роликовых подшипников. Время нагрева кольца подшипника до 120 – 130 °Ссоставляет 25 – 40 с. При капитальном ремонтеКР-2 на токарном станке отрезают проводники обмотки якоря на расстоянии 4 – 5 мм от петушков коллектора, снимают стеклянные или проволочные бандажи с обмотки якоря, предварительно перерезав их фрезой в двух местах вдоль оси якоря. Затем якорь передают на автоматический станок для выпрессовки пазовых клиньев, на передней бабке которого размещено устройство, обеспечивающее автоматический поворот якоря на заданный угол. Текстолитовый клин выталкивается из паза якоря специальным резцом, закрепленным на суппорте, имеющем возвратно-поступательное движение вдоль оси якоря.

Все механизмы станка имеют гидравлический привод. После выпрессовки клиньев якорь подают на позицию снятия обмотки. Якорь в индукционной печи нагревают до температуры 70 – 80 °С с целью размягчения изоляции обмотки и затем на станке центробежного типа удаляются катушки из пазов. При этом частоту вращения якоря увеличивают постепенно от нуля до 2000 об/мин. Затем якорь очищают сжатым воздухом от остатков изоляции, спрессовывают коллектор и другие детали и направляют их на соответствующие участки для ремонта.

Определение дефектов и объема ремонта. При определении объема заводского ремонта узлов и деталей электрических машин руководствуются Правилами ремонта тяговых и вспомогательных электрических машин электроподвижного состава, утвержденными МПС, а также соответствующими технологическими инструкциями и конструкторской документацией.

При дефектировании очищенный остов, якорь и их детали тщательно осматривают и выявляют механические повреждения и износы, используя средства магнитной дефектоскопии или ультразвука, а также специальные шаблоны и калибры. Базовые размеры проверяют универсальным и специальным мерительным инструментом. При проверке полюсных катушек замеряют активное сопротивление меди и электрическую прочность изоляции. Состояние обмотки якоря определяют на импульсной установке напряжением 500 В. Эта установка позволяет выявлять междувитковые замыкания, обрывы витков, пробои изоляции обмотки и другие дефекты. После дефектирования остов, якорь и их детали направляют в ремонт на соответствующие участки электромашинного цеха.