Ремонт якорей. Разборка двигателя. Определение дефектов и объема ремонта. Ремонт электрических машин сваркой, страница 5

Для укладки секций обмотки сердечник якоря устанавливают на специальное приспособление, которое обеспечивает механизированное вращение якоря в обе стороны и фиксацию его в любом положении. Укладка обмоток в пазы сердечника якоря – наиболее трудоемкая и сложная технологическая операция в процессе сборки якоря. Поэтому сборку якорной обмотки выполняют, как правило, высококвалифицированные электрослесари-обмотчики.

Разметку якоря под обмотку производят с помощью специального шаблона для определения паза сердечника, в который согласно чертежу обмотки должна быть уложена нижняя ветвь первой якорной катушки. Осевая линия найденного паза должна совпадать (в зависимости от типа якоря) или с серединой медной пластины коллектора (например, двигатель НБ-418К6), или с серединой миканитовой межламельной изоляционной прокладки (двигатель НБ-412К). Несоосность паза и пластины не должна превышать 0,5 мм в каждую сторону. Найденный паз сердечника якоря и медную пластину коллектора маркируют под № 1. Дальнейшую разметку якоря для укладки катушек выполняют в соответствии с чертежом и обмоточными данными. Отсчет шага по пазам и коллектору ведут против часовой стрелки, т. е. справа налево, если смотреть на якорь со стороны коллектора. Укладку уравнительных соединений производят на переднюю лобовую часть якоря с петлевой обмоткой для соединения между собой проводников якорных обмоток, находящихся под одноименными полюсами и с одинаковыми электрическими потенциалами. Шаг уравнительных соединений по коллектору зависит от числа коллекторных пластин и пар главных полюсов.

В процессе укладки уравнительной обмотки между верхними и нижними проводниками катушек прокладывают несколько слоев изоляции из гибкого миканита марки ГФС-2 толщиной 0,5 мм, промазывая при этом каждый слой клеящим глифталевым лаком. Затем сердечник якоря подогревают до температуры 80 – 90 °С и устанавливают на бандажировочный станок, где уплотняют и одновременно бандажируют уравнительную обмотку стеклобандажной лентой ЛСБ-F. После наложения бандажа проверяют электрическую прочность изоляции уравнительной обмотки, затем якорь пропитывают термореактивным лаком ФЛ-98 и сушат и печах.

Перед укладкой обмотки якоря каждый паз сердечника изолируют специальными гильзами, изготовленными (в зависимости от класса нагревостойкости машины) из электрокартона, миканита или стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой. Кроме того, на дно каждого паза закладывают полоску из прокладочного миканита толщиной 0,5 мм, ширина и длина которой должна соответствовать размерам паза. Для придания эластичности изоляции якорные катушки помещают в электропечь и нагревают до температуры 60 – 70 °С. Затем пазовую часть нагретых катушек натирают парафином, а луженые концы проводников смачивают в канифольном флюсе.

Укладывают катушки в следующем порядке: определяют при разметке якоря паз № 1, помещают в него нижнюю ветвь первой катушки и с помощью текстолитовой подбойки опускают ее на дно паза; затем в паз № 2 укладывают нижнюю ветвь второй катушки, в паз № 3 третьей и т. д. Повторяя операции, заполняют сначала первым слоем обмотки все пазы сердечника якоря, а затем укладывают верхние ветви катушек. Катушки должны входить в пазы не слишком туго, но и не свободно, чтобы при укладке и осадке обмоток они не деформировались. Одновременно с укладкой обмотки якоря соединяют проводники катушек с пластинами коллектора. Особенно внимательным следует быть при закладке в шлицы коллекторных пластин проводников первой катушки, так как ошибка в шаге обнаруживается только после окончания укладки всей обмотки. При укладке якорных катушек нижний и верхний слои обмотки изолируют между собой гибким миканитом ГФС-2 толщиной 0,5 мм в несколько слоев.