Министерство высшего и среднего специального образования СССР
Ленинградский ордена Ленина Краснознаменный механический институт им. Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова •
H.,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
"ИЗУЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ CI.54.00"
Ленинград, 1986
ОГЛАВЛЕНИЕ
1., Назначение и основные .характеристики двигательнойустановки CI.54.00
2.Пневмогидросхема ДУ CI.54.00
3., Основные агрегаты и узлы ДУ CI.54.00
3.1. Камера двигателя
3.2. Турбонасосный агрегат
3.3. Газогенератор
3.4. Основные агрегаты управления и регулирования
Работа ПГС при запуске и выключении ДУ CI.54.00.
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИCI.54.00
Двигатель CI.54.00 является первым серийным советским двигателем, выполненным по схеме с дожиганием газогенераторных газов. В газогенераторе (подогревателе) полностью газифицируется весь окислитель и часть горючего, продукты сгорания и остальное горючее подаются в камеру двигателя с целью получения максимального удельного импульса.
Двигатель СI.54.00 является высотным двигателем и используется в качестве основного в разгонном блоке летательных аппаратов, стартующих с орбиты спутников Земли, а также для глобальных стратегических баллистических ракет в качестве двигателей изменения орбиты полета и тормозного двигателя.
Основные характеристики двигателя
1.Число камер - одна в кардановом подвесе. • Компоненты топлива – О2+ керосин T-I. .
2.Зажигание - пиротехническое
4. Схема запуска-двухступенчатая без предварительной заливки насосов*
5. Способ подачи компонентов в камеру и газогенератор - насосная система подачи с центробежными насосами и радиальной турбиной»
6. Номинальная тяга с учетом рулевых сопел - 66700 Н (6600 кг).
?, Номинальный расход через ТНА: m”o” =14,272 кг/сек т”г” = 5,973 кг/сек•
Номинальный расход через камеру сгорания:
m”О”кс = 14,037 кг/сек -m”Г”кс = .5,128 кг/сек
Номинальный расход через рулевые сопла:
m”О”рс = 0,029 кг/сек -m”Г”рс = .0,106 кг/сек
Номинальный расход на наддув баков:
8. Номинальное соотношение расходов:
2. ПНЕВМОГИДРОСХЕМА ДУ С. 54.00
Двигательная установка предназначена для создания и регулирования по определенному закону в заданный промежуток времени требуемой тяги. ДУ CI.54.00 предназначена для однократного включения и выключения и работает по схеме с дожиганием газогенераторных газов при полной газификации окислителя.
Принципиальная пневмогидросхема установки представлена на рис.1. Основными элементами ДУ CI.54.00 являются:
1. Камера двигателя ( 19 ), предназначенная для преобразования химической энергии топлива в кинетическую энергию продуктов сгорания, истекающих из сопла.
2. Турбонасосный агрегат ( 8 ), служащий для подачи компонентов топлива в камеру сгорания и газогенератор (14). Основными элементами ТНА являются турбины - основная (16 ), пусковая (23 ), насосы окислителя ( 17 ) и горючего ( 16 ).
3. Газогенератор (подогреватель) ( 14), вырабатывающий рабочее тело для ТНА.
4. Агрегаты запуска и выключения ДУ:
а) блок пусковых клапанов окислителя ( 9 );
б) клапан дроссельный окислителя ( 13 );
в) блок клапанов ( 29 ) горючего камерный;
г) блок клапанов горючего газогенераторный {.22);;
д) клапан отсечной окислителя ( 11);
е) запальные устройства - камеры (20 ), подогревателя (15 ), газогенератора наддува ( 5 ), пирошашка пусковая ( 25 ), ;
ж) обратные клапана - наддува камеры (26), подачи горючего и окислителя в газогенератор наддува ( 5,10) и наддува бака горючего (6)
5. Агрегаты регулирования параметров ДУ; регулятор дроссель системы соотношения компонентов (ГСК) ( 30 ) с электроприводом (31 } регулятор давления горючего, подаваемого в подогреватель ( 32 ), реле давления ( 21).
6. Газогенератор наддува ( 4 ), предназначенный для выработки рабочего тела для наддува бака горючего и работы рулевых двигателей (27).
7. Рулевые камеры {27 )с электроприводами (28 ). Для очистки компонентов и регулирования расходов в магистралях устанавливаются фильтры ( 1 ) и дроссельные лайбы ( •2 )•
3. ОСНОВНЫЕ АГРЕГАТЫ И УЗЛЫ ДУ CI.54.00
3.1. Камера двигателя
Принципиальная схема камеры двигателя представлена на рис* 2. Камера состоит из головки ( 1 ), камеры сгорания ( 6 ) и сопла ( 9 )• Она представляет собой неразъемную паяно-сварную конструкцию, выполненную из титановых (наружная оболочка камеры и расширяющаяся часть сопла), медных (внутренняя теплонапряженная оболочка) и стальных (силовые участки головки) сплавов. Основные характеристики камеры.
1. Тяга в пустоте - 66500 Н (6780 кг)
2. Удельный импульс в пустоте - 3345,2 м/с
3. Массовые соотношения компонентов – Укс= 2,4
4. Расходы а) суммарный - 19,865 кг/с б) горючего - 5,84 кг/с в) окислителя - 14,025 кг/с
5, Давление в камере сгорания Р = 5,36 МПа (54, 7 атм)
6. Давление на срезе сопла Ра = 4,9 КПа (0,05 атм)
7. Давление горючего на входе в КС. Рвх’’Г’’ = 858,3 Мпа ( 82,5 атм)
8. Диаметр критического сечения сопла Dкр = 91 мм
9. Диаметр выходного сечения сопла Da. = 858,3 мм
10. Диаметр камеры сгорания Dкс = 219 мм
11 Безразмерная площадь выходного сечения сопла fa = 89
12.Безразмерная площадь камеры сгоранияfкc = 5,3 3.
13 Объем камеры сгорания (до критического сечения) Vкс = 11,43 л
14, Приведенная длина камеры сгорания lpпр = -Vкс/ Fкр = 1,76 м
15.. Сухая масса камеры - 47 кг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.