В практических задачах по определению несущей способности льда ледяной покров рассматривается как упругая тонкая плита бесконечных размеров на упругом основании. Рассматриваются две схемы: при движении одиночных машин (центральный изгиб), при движении колонной (цилиндрический изгиб). Структура формул для расчета прочности практически одна и та же.
Расчетным путем необходимую толщину льда можно определить по формуле
, где M — общая масса транспортного средства, т;
k =8 (при одиночном движении, с интервалом через час) и 11
(при движении колонной).
Для КАМАЗа с прицепом общей массой 27 т необходимая толщина льда равна 57 см (движение колонной) и 42 см (при одиночном движении). В соответствии с табл. 2.1 условия для безопасного движения одиночных автомобилей соблюдаются на всей трассе Бор - Дудинка.
Решая обратную задачу, можно определить допускаемую массу транспортного средства при минимальных значениях толщины льда (40 см) на трассе: для одиночного движения 25, для движения колонной 13 т.
Представляет интерес предложение о расчете необходимой толщины льда по формуле
, где - толщина льда, необходимая для проезда одного порожнего транспортного средства, см;
b- толщина льда на каждую тонну груза, см;
G - количество груза (загрузка), т.
Расчеты показывают, что на каждую тонну груза приходится не менее 2 см толщины льда. Исходя из этого рассчитаны значения необходимой толщины льда для нескольких видов транспортных средств (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Расчет необходимой толщины льда, см
Тип транспортного средства |
Масса порож-нем, т |
Толщина льда, см, при количества груза в т |
||||||||
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
||
ГАЗ-53 |
3,4 |
20 |
24 |
28 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ЗИЛ-130 |
4,5 |
24 |
28 |
32 |
36 |
— |
— |
— |
— |
— |
КАМАЗ |
7,3 |
30 |
34 |
38 |
42 |
46 |
— |
— |
— |
— |
КАМАЗ с прицепом |
10,8 |
38 |
42 |
46 |
50 |
54 |
58 |
62 |
66 |
70 |
Для обоснования проектной скорости необходимо рассмотреть несколько критериев. Минимум расхода топлива грузовых автомобилей достигается в районе 60 км/ч. Из условия ритмичности наиболее приемлемой является средняя скорость, позволяющая преодолеть трассу Лесосибирск-Дудинка за двое суток безостановочного движения, то есть 1700/48 = 35,4 км/ч.
Исследования показали. что наибольшие прогибы льда возникают при движении транспорта на “критической “ скорости u, совпадающей со скоростью распространения подо льдом свободных длинных волн:
u=4.15, где H — глубина, м.
При глубинах 4 - 8 м критическая скорость равна 26-36 км/ч, то есть практически совпадает с экономически целесообразной. Однако в некоторых источниках допускаемая скорость движения транспорта по ледяному покрову находится в районе 40 км/ч. Окончательный вывод может быть сделан на основе экспериментов и опытной эксплуатации. В дальнейших расчетах скорость автотранспорта принята в размере 36 км/ч с учетом существенного запаса прочности льда.
В обычных условиях зимняя трасса, проложенная по руслу р. Енисей, будет представлять собой укатанный снег на льду и мало отличаться от обычных сибирских дорог, примерно с теми же значениями коэффициентов сцепления ( 0,2 - 0,3).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.