Вид перевозок |
Род груза |
Количество, тыс. т |
Водный транспорт |
Всего |
2351,6 |
(поступление) |
в т.ч.: Сухогрузы |
2103,9 |
Нефтеналив |
247,7 |
|
Водный транспорт |
Всего |
911,0 |
(отправление) |
в т.ч.: Сухогрузы |
911,0 |
Итого |
3262,б |
Всего в 2000 г водный грузооборот порта составил 3263 тыс. т, в том числе речного транспорта 2136 тыс. т, морского 1128 тыс. т. Эти данные показывают, что стабильная работа компании “Норильский никель”, входящей в десятку самых крупных фирм России, привела к стабилизации и даже некоторому росту грузооборота речного транспорта через Дудинский порт.
Потребность в перевозках для НГК неуклонно возрастает, однако прогнозируемый объем грузоперевозок морским транспортом по СМП может быть не обеспечен в полной мере — по причине дефицита атомных ледоколов. В 2005 году прогнозируется острый дефицит ледокольного флота и судов ледового класса: по причинам выработки ядерных энергетических установок одних и по выводу из эксплуатации по ресурсным показателям других.
Навигационно-гидрографическое обеспечение морских перевозок не соответствует безопасности мореплавания в должной мере из-за сокращения бюджетного финансирования. Сократилось число полярных станций, не производится авиационная разведка льда, свернута аварийно-спасательная служба. Все эти условия значительно осложняют работу морского транспорта на СМП.
Наиболее проблемным является вопрос прохождения морских судов через Турушинский перекат, где глубина всего 9 м. Морские суда грузятся всего лишь на 50 % регистровой грузоподьемности, что ведет к увеличению транспортных затрат, и без того крайне высоких из-за высоких ставок на фрахтование судна, лоцманскую проводку, ледовый сбор.
На морском транспорте практически нет конкуренции перевозчиков. Морской флот ОАО "Северное морское пароходство" располагает технически устаревшими судами типа река - море грузоподъемностью до 10 000 т, высокие ставки ледокольных сборов за их проводку и другие факторы послужили доминированию на северном морском пути более современных сухогрузов морского класса типа т/х "Норильск" категории УЛ и УЛА финской постройки. Эти твиндечные суда удобны при обработке грузов, к тому же они оборудованы судовыми лебедками грузоподъемностью от 12 до 80 т. Судовладельцем является ОАО "Мурманское морское пароходство".
Как естественный монополист на СМП Мурманское морское пароходство устанавливает в одностороннем порядке тарифы на перевозки, услуги и сборы, в связи с этим тормозится промышленное освоение северных территорий и осуществление завоза социально значимых грузов для населения. Завышенные тарифы не способствуют снижению цен на товары народного потребления в регионе.
В этих условиях возникает залача развития зимних сухопутных перевозок. Климатические условия Севера благоприятствуют сооружению зимников, затраты на которые намного меньше, чем на постоянные автодороги, и возможна их эксплуатация в течение 4 - 6 месяцев в году. Себестоимость перевозок автотранспортом по зимникам почти в 10 раз превышает себестоимость перевозок по постоянным дорогам, но содержание и обустройство 1 км зимника обходится на порядок дешевле, особенно если в качестве автодорог используются речные пути.
Администрацией Таймырского АО прорабатывается вариант строительства зимника от Талнаха до Хатанги (1000 км), что позволит обеспечить круглогодичное сообщение между западом и востоком Таймырского региона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.