Инициатива “Норильского Никеля” о сооружении трассы Лесосибирск-Дудинка подтверждает актуальность волроса о расширении внешних и внутренних транспортных связей Крайнего Севера.
Трудно переоценить социальную значимость проекта. Наличие зимней трассы позволит вернуть к жизни такие поселения, как Потапово, Игарка, Курейка, Туруханск, Верещагино, Верхне-Имбатское, Мирное, Подкаменная Тунгуска (Бор), Ворогово, рсположенные вдоль трассы и имеющие возможности стать опорными точками ее инфраструткры.
Таким образом, существуют социально-экономические предпосылки строительства зимней трассы Лесосибирск-Дудинка.
Техническая возможность строительства тесно связана с планируемыми параметрами трассы и типом транспортерного средства. Заранее о возможности зимних перевозок можно говорить лишь в отношении коротких расстояний и средств транспорта повышенной проходимости и небольшой грузоподъемности.
Безопасная эксплуатация зимней трассы требует следующих условий:
создания специализированных подразделений по контролю за гидрометеорологическими условиями;
наличия связи;
наличия спасательной техники;
наличия пунктов снабжения, обслуживания, ремонта техники и отдыха экипажей;
гидрометеорологических условий, позволяющих осуществлять грузовые перевозки по всей трассе.
Эффективная эксплуатация требует наличия:
крупных грузопотоков;
соответствующих транспортных средств и инфраструктуры;
системы организации работы и жизнеобеспечения транспорта в зимних условиях.
2. Оценка вариантов маршрута трассы и типа транспортных средств
Будущая трасса протяженностью 1700 км пройдет в двух природных зонах. Первая, от Лесосибирска до устья Подкаменной Тунгуски, относится к таежному, средне-сибирскому типу с континентальным климатом. Зима характеризуется умеренными морозами, глубоким снежным покровом. Нарастание толщины льда происходит равномерно, в среднем от 40-50 см в середине декабря до 80-90 см в середине апреля. Наибольшая толщина льда по многолетним данным наблюдалась в районе Ворогово (131 см). Наименьшая толщина льда на участке наблюдается в районе с. Подкаменная Тунгуска, что, видимо, связано с процессами слияния воды из двух рек.
На этом участке характер берегов существенно отличается. Левый, западный, служит восточной границей Енисейской равнины, он сравнительно невысокий, равнинный, покрыт лесом, местами травой, в приречной полосе порос кустарником. Правый берег является западной границей Енисейского кряжа. Ниже устья р. Большой Пит и до с. Подкаменная Тунгуска сравнительно высокий, часто переходит в яр. Берег покрыт лесом, вдоль береговой бровки порос кустарником. Наименьшая ширина русла — урочище Щеки, ниже Осиновского порога (место предлагавшегося строительства Нижне-Енисейской ГЭС). Здесь оба берега высокие, гористые, с отвесным скалами.
Ледостав на этом участке происходит зачастую с образованием торосов. Прокладка зимника по руслу реки или ледовой переправы связана с большими подготовительным работами, как показывает опыт ежегодной прокладки переправы через Енисей в районе с. Еркалово для организации движения автотранспорта на участке Енисейск-Подтесово.
На этом участке имеется зимняя трасса Лесосибирск-Ярцево протяженностью свыше 300 км. Одним из перспективных вариантов является продолжение трассы до с. Подкаменная Тунгуска — по левому или по правому берегу.
Недостатком левобережной (западной) трассы является необходимость создания ледовых переправ через реки Сым, Старый Сым, Дубчес. В то же время здесь много безлесных участков вдоль Енисея. Конечным пунктом этого участка трассы может служить поселок Бор (напротив с. Подкаменная Тунгуска). Здесь имеется аэропорт, где делают посадку самолеты АН-24 и ТУ-134, и может быт создана база для строительства зимника с севера. Трасса пройдет через крупные села Кривляк и Ворогово.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.