Становление вещи, однако, может быть и ее деградацией, то есть свертыванием ее свойств и качеств. Существует ли предел этого? Да, существует, он проявляется как уход вещи в небытие, то есть полное ее исчезновение, прекращение существования. Небытие – это неосуществление потенций, неактуализация сил и способностей вещи, уход в ту сферу, где нет уже ни совершенства, ни несовершенства, ни красоты, ни уродства, ни добра, ни зла, одним словом, ничего... В этой связи абсолютное небытие – это полная неосуществленность, ибо в этом случае вещь никогда не появлялась, возможно, и не могла появиться, а потому оно сопрягается с отсутствием чего бы то ни было, то есть и с полным отсутствием ценностей вообще.
Бытие и небытие как исходные фундаментальные категории взаимно предполагают друг друга, имея смыслом свое иное. Да и сами они имеют смысл лишь в системе «бытие – небытие». Но поскольку они взаимораздельны (одно не есть другое), постольку они безусловны (абсолютны) в проявлении своих свойств. Так, бытие в системе «бытие – небытие» есть проявление безусловного совершенства в сопоставлении с небытием. Иными словами, всякое свойство, качество существующей вещи на фоне отсутствия самой вещи могло бы быть проявлением лишь ее абсолютных свойств, качеств. Небытие же в системе «бытие – небытие» есть безусловное (абсолютное) отсутствие всяких совершенств, качеств. «На “нет”, – говорит известная пословица, – и суда нет». Потому, как нам представляется, ценности проявляются именно в сфере бытия, а не небытия – тут обнаруживается их асимметрия по отношению к небытию. Поскольку бытие и небытие взаимосвязаны (одно есть другое) [см. об этом в (4)], постольку всякое проявление их свойств есть проявление одного относительно другого. Стало быть, если мы учтем, что небытие тоже существует, то оказывается, что проявление их свойств различается по степеням на фоне своего другого.
Потому ценности не просто связаны с бытием. Здесь раскрывается смысл абсолютной ценности как абсолютной полноты бытия.
Во-первых, абсолютная ценность – как абсолютная полнота бытия, как предел всех возможных осуществлений совершенства – выступает в качестве исходной точки отсчета: всякая ценность имеет самодовлеющее значение только в сопоставлении с абсолютной ценностью, которая есть нечто единственное, ничем другим не заменимое. Абсолютная ценность – начало отсчета ценностей вообще!
Во-вторых, всякое относительное бытие отличается (на фоне небытия) от другого бытия степенью осуществленности свойств, развернутости качеств, совершенств, то есть относительной ценностью. Тем самым обосновывается существование не только абсолютной, но и относительных ценностей.
В-третьих, повышение степени совершенства приближает вещь к абсолютной полноте бытия. И все, что этому способствует, является положительной ценностью, добром. Понижение же степени совершенства означает удаление вещи от абсолютной полноты бытия. Все, что «работает» на это, представляет собой отрицательную ценность, зло. Таким образом, ценности биполярны, они раздвоены уже внутри самого бытия, что является следствием раздвоенности процесса становления на уход либо в бытие, либо в небытие.
Заметим, что далеко не все философы признают деление ценностей на положительные и отрицательные, считая, что ценности являются только положительными. Подобное расхождение во взглядах связано, по нашему мнению, с двоякостью природы ценности. Что здесь имеется в виду?
Дело в том, что ценность можно рассматривать как в сопоставлении с бытием, так и в сопоставлении с системой «бытие – небытие». Если мы берем ценность в сопоставлении с системой «бытие – небытие», то бытие здесь связывается с положительной ценностью (абсолютная полнота бытия как абсолютная ценность), тогда как небытие может быть взято как отрицательная ценность, как абсолютно полное отсутствие чего бы то ни было. В данной системе бытие и небытие, положительная и отрицательная ценность как бы отсекаются друг от друга. Когда же ценность берется в сопоставлении с бытием, то всякое бытие в противоположность небытию есть положительная ценность, всякое содержание бытия, всякая степень развернутости качеств бытийствующей вещи – все это исключительно положительные ценности. Но если вести речь именно о степенях полноты бытия исключительно относительно самого же бытия, то речь здесь должна идти о совершенстве самого бытия, о повышении или же понижении степеней этого совершенства, о том, что способствует или же препятствует приближению к абсолютной полноте бытия. Потому происходит как бы «расщепление» ценности в сфере ее бытийной осуществленности, то есть расщепление самой положительной ценности на две противоположные тенденции, которые и получают наименование положительной и отрицательной ценности.
В-четвертых, значение абсолютной ценности как абсолютной полноты бытия в том, что она задает стремление к совершенству, направление совершенствования; все существующее, пишет Н.О. Лосский, восходит к Добру, Истине, Красоте, Благу: «Подлинною конечной целью всякой деятельности всякого существа служит эта абсолютная полнота бытия». (7).
В-пятых, подчеркивает он же, (субстанциальный) деятель, осознавший абсолютные ценности и долженствование их осуществления, есть личность. (8). На первый взгляд, данное утверждение может показаться чрезвычайно спорным. Но не стоит торопиться с выводами. Из него вытекает, что далеко не всякий деятель даже на уровне человека является личностью, и, прежде всего тот, кто не признает ценностей абсолютных. Это тем более важно подчеркнуть, что нововременная интуиция мировоззрения приводит к торжеству относительности, что выражено в ходячей и, добавим мы, довольно пошлой фразе «все относительно», так что становится трудно не то чтобы признавать, но даже и думать об абсолютных ценностях. Предложим в этой связи читателю самостоятельно поразмышлять над вопросом, что будет происходить с человеком, когда на место абсолютной ценности он поставит нечто неабсолютное, то есть относительное, точнее, возведет в ранг абсолютного саму относительность?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.