Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 9. ЛИЧНОСТНОНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

План.

1.  Понятие о личностно ориентированной системе обучения

2.  Личностно ориентированное обучение        в начальной профессиональной школе

3.  Личностно ориентированная система обучения в высшей профессионально-педагогической школе и ее особенности

После выхода Закона Российской Федерации «Об образовании» и очень популярными исследования в области личностно ориентированного обучения. В профессиональных училищах, лицеях, стали говорить о личностно-деятельностном подходе к обучению

Попытки в большей степени, чем это было в эпоху авторита-уважать личность россиянина, ученика, студента привели изданию таких образовательных технологий, в основе которых находилась бы личность обучаемого. Личностно ориентированная система обучения тесно связана с понятием «система». Система, как известно, не просто множество актов, но их взаимосвязанное множество. Именно в этом случае система приобретает интегративные, новые качества, невыводимые непосредственно из качеств, входящих в систему компо­тов и не являющихся простой механической суммой качеств, образующих новую систему.

 В такой системе обучения внешне ничего не меняется: есть содержание учебного материала, аудитория (учебная группа), преподаватель (мастер). Все компоненты такие же, что и в традиционном обучении. Авторитарная педагогика считает, что преподаватель всегда прав, а обучаемый находится в его полной зависимости. Система обучения приобретет новые качества только в том случае, если изменятся связи и отношения между ее компонентами:

 1) преподавателем и обучаемыми;

 2) содержанием обучения и обучаемыми;

3) содержанием обучения и преподавателем;

4)  педагогическими технологиями и субъектами учебно-воспитательного процесса;

5)  результатами обучения и субъектами учебно-воспитательного процесса.

Прежде всего, внутренне должны поменяться субъекты учебно-воспитательного процесса: преподаватели и обучаемые. Каждый из них должен принять для себя иную, чем это было прежде, позицию. Преподаватель должен «сравняться» с обучаемым в плане уважения его как личности, отказаться от каких-либо преиму­ществ и дополнительных прав, льгот на вседозволенность и авто­ритарность. А обучаемый — осознать свою роль ученика, студента как человека, который желает познать новое, стремится к своему профессиональному развитию, может задавать вопросы препода­вателю, спорить с ним.

Содержание учебного материала из цели обучения превращается в средство развития личности субъектов учебно-воспитательного про­цесса — преподавателя, мастера и обучаемых.

Педагогические технологии ориентированы не столько на успешную «проработку» содержания учебного материала, сколь­ко на развитие личности субъектов учебно-воспитательного про­цесса.

Результаты обучения носят личностный смысл как для препо­давателя, так и для обучаемых. Что касается успеваемости, объема усвоенного учебного материала, то это не самое главное.

Читатель может спросить: почему, ради чего человек (школь­ник, студент, специалист) учится? Ответ на этот вопрос не про­стой. Он в основном связан с личностью обучаемого. Каковы по­знавательные мотивы и потребности последнего? Если он их не знает, то это одно. Если учится неосознанно, «из-под палки», то это уже значительно хуже.

Появившаяся система обучения потребовала и нового обучае­мого и другого типа педагога. У обоих должны быть развиты в дол­жной мере необходимые для обучения личностные качества.

Преподавателю надо понять, какие требования к нему как к личности предъявляет профессионально-педагогическая деятель­ность, а обучаемым — разобраться в себе: чего же они хотят, ради чего живут, учатся, работают.

Таким образом, при личностно ориентированной системе обу­чения (ЛОСО) стирается, ликвидируется «фон первенства» или «фон превосходства педагога над обучаемым». Никто «не давит» на обучаемого, не формирует его, как пластилин, а педагог лишь создает условия для полноценного проявления и развития лично­стных функций субъектов учебно-воспитательного процесса1. Лич­ностно ориентированная система обучения является альтернати­вой «авторитаризму», когнитивно ориентированному.

Преимущества ЛОСО заключаются в том, что она создана ради обучаемого, а не ради педагога и потому предъявляет серьезные требования к личности и того и другого.

Во-первых, если при традиционной схеме педагог подстраива­ет свои приемы, методы обучения под себя, то в условиях ЛОСО он ориентируется только на личностное развитие обучаемых.

Во-вторых, педагог, реализуя ЛОСО, должен целиком опираться личностные данные и опыт обучаемого.

В-третьих, ЛОСО требует развития личности обучаемого на всех них. Признаются приоритет личности перед учебной группой, индивидуальная ценность каждого отдельного обучаемого, а не него.

Особые требования предъявляются к личности педагога. Она является существенным средством влияния на личность воспитанников. В этой связи очень важно то, что реализовать ЛОСО сможет ко преподаватель, который обладает общей культурой, имеет высокие нравственные, профессионально важные качества, постоянно работает над собой, стремится к профессиональному и личностному росту.

ЛОСО направлена на развитие личности обучаемого (школьника, студента, безработного). Обучаемый строит самого себя. Однако это не означает, что педагог только создает условия для этого. Нет и еще раз нет.

Работа педагога в условиях ЛОСО увелиется значительно. Она требует налаживания его совместной ты с психологом образовательного учреждения, а главное —профессионального самообразования в области психологии (возрастной, личности, педагогической, профессионального образования).

Обучаемый в условиях ЛОСО понимает, что учебно-воспитаный процесс организуется ради него. Он имеет право возражать. педагогу, критиковать его, сомневаться в его доводах, убеждениях, спорить с ним. Противодействие со стороны обучаемых — обязательная составляющая ЛОСО.

ЛОСО основывается на следующих правилах: признание приоритета обучаемого; обучаемый изначально является субъектом познания. Четко разграничивается преподавательская деятельность педагога и познавательная деятельность обучаемого (со всеми закономерностями и принципами, которые есть в теории познавания — гносеологии). Главное, что в ЛОСО обучаемый обычно желает учиться.

Предлагаемая система довольно затратна, так как требует привлечения психологов, целой психологической команды, способной обеспечить мониторинг профессионального развития всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется профессиональному самообразованию и самовоспитанию как педагогов, так и обучаемых.  В ЛОСО должна создаваться такая  Образовательная среда, в которой стимулируется стремление как педагогов, так и обучаемых работать над собой.

Похожие материалы

Информация о работе