Лекция 9. ЛИЧНОСТНОНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
План.
1. Понятие о личностно ориентированной системе обучения
2. Личностно ориентированное обучение в начальной профессиональной школе
3. Личностно ориентированная система обучения в высшей профессионально-педагогической школе и ее особенности
После выхода Закона Российской Федерации «Об образовании» и очень популярными исследования в области личностно ориентированного обучения. В профессиональных училищах, лицеях, стали говорить о личностно-деятельностном подходе к обучению
Попытки в большей степени, чем это было в эпоху авторита-уважать личность россиянина, ученика, студента привели изданию таких образовательных технологий, в основе которых находилась бы личность обучаемого. Личностно ориентированная система обучения тесно связана с понятием «система». Система, как известно, не просто множество актов, но их взаимосвязанное множество. Именно в этом случае система приобретает интегративные, новые качества, невыводимые непосредственно из качеств, входящих в систему компотов и не являющихся простой механической суммой качеств, образующих новую систему.
В такой системе обучения внешне ничего не меняется: есть содержание учебного материала, аудитория (учебная группа), преподаватель (мастер). Все компоненты такие же, что и в традиционном обучении. Авторитарная педагогика считает, что преподаватель всегда прав, а обучаемый находится в его полной зависимости. Система обучения приобретет новые качества только в том случае, если изменятся связи и отношения между ее компонентами:
1) преподавателем и обучаемыми;
2) содержанием обучения и обучаемыми;
3) содержанием обучения и преподавателем;
4) педагогическими технологиями и субъектами учебно-воспитательного процесса;
5) результатами обучения и субъектами учебно-воспитательного процесса.
Прежде всего, внутренне должны поменяться субъекты учебно-воспитательного процесса: преподаватели и обучаемые. Каждый из них должен принять для себя иную, чем это было прежде, позицию. Преподаватель должен «сравняться» с обучаемым в плане уважения его как личности, отказаться от каких-либо преимуществ и дополнительных прав, льгот на вседозволенность и авторитарность. А обучаемый — осознать свою роль ученика, студента как человека, который желает познать новое, стремится к своему профессиональному развитию, может задавать вопросы преподавателю, спорить с ним.
Содержание учебного материала из цели обучения превращается в средство развития личности субъектов учебно-воспитательного процесса — преподавателя, мастера и обучаемых.
Педагогические технологии ориентированы не столько на успешную «проработку» содержания учебного материала, сколько на развитие личности субъектов учебно-воспитательного процесса.
Результаты обучения носят личностный смысл как для преподавателя, так и для обучаемых. Что касается успеваемости, объема усвоенного учебного материала, то это не самое главное.
Читатель может спросить: почему, ради чего человек (школьник, студент, специалист) учится? Ответ на этот вопрос не простой. Он в основном связан с личностью обучаемого. Каковы познавательные мотивы и потребности последнего? Если он их не знает, то это одно. Если учится неосознанно, «из-под палки», то это уже значительно хуже.
Появившаяся система обучения потребовала и нового обучаемого и другого типа педагога. У обоих должны быть развиты в должной мере необходимые для обучения личностные качества.
Преподавателю надо понять, какие требования к нему как к личности предъявляет профессионально-педагогическая деятельность, а обучаемым — разобраться в себе: чего же они хотят, ради чего живут, учатся, работают.
Таким образом, при личностно ориентированной системе обучения (ЛОСО) стирается, ликвидируется «фон первенства» или «фон превосходства педагога над обучаемым». Никто «не давит» на обучаемого, не формирует его, как пластилин, а педагог лишь создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебно-воспитательного процесса1. Личностно ориентированная система обучения является альтернативой «авторитаризму», когнитивно ориентированному.
Преимущества ЛОСО заключаются в том, что она создана ради обучаемого, а не ради педагога и потому предъявляет серьезные требования к личности и того и другого.
Во-первых, если при традиционной схеме педагог подстраивает свои приемы, методы обучения под себя, то в условиях ЛОСО он ориентируется только на личностное развитие обучаемых.
Во-вторых, педагог, реализуя ЛОСО, должен целиком опираться личностные данные и опыт обучаемого.
В-третьих, ЛОСО требует развития личности обучаемого на всех них. Признаются приоритет личности перед учебной группой, индивидуальная ценность каждого отдельного обучаемого, а не него.
Особые требования предъявляются к личности педагога. Она является существенным средством влияния на личность воспитанников. В этой связи очень важно то, что реализовать ЛОСО сможет ко преподаватель, который обладает общей культурой, имеет высокие нравственные, профессионально важные качества, постоянно работает над собой, стремится к профессиональному и личностному росту.
ЛОСО направлена на развитие личности обучаемого (школьника, студента, безработного). Обучаемый строит самого себя. Однако это не означает, что педагог только создает условия для этого. Нет и еще раз нет.
Работа педагога в условиях ЛОСО увелиется значительно. Она требует налаживания его совместной ты с психологом образовательного учреждения, а главное —профессионального самообразования в области психологии (возрастной, личности, педагогической, профессионального образования).
Обучаемый в условиях ЛОСО понимает, что учебно-воспитаный процесс организуется ради него. Он имеет право возражать. педагогу, критиковать его, сомневаться в его доводах, убеждениях, спорить с ним. Противодействие со стороны обучаемых — обязательная составляющая ЛОСО.
ЛОСО основывается на следующих правилах: признание приоритета обучаемого; обучаемый изначально является субъектом познания. Четко разграничивается преподавательская деятельность педагога и познавательная деятельность обучаемого (со всеми закономерностями и принципами, которые есть в теории познавания — гносеологии). Главное, что в ЛОСО обучаемый обычно желает учиться.
Предлагаемая система довольно затратна, так как требует привлечения психологов, целой психологической команды, способной обеспечить мониторинг профессионального развития всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется профессиональному самообразованию и самовоспитанию как педагогов, так и обучаемых. В ЛОСО должна создаваться такая Образовательная среда, в которой стимулируется стремление как педагогов, так и обучаемых работать над собой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.