Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ, страница 3

Обычно планирование, организацию, контроль за профессио­нальным обучением осуществляют работники учебных структур. Теоретическое обучение в специально оборудованных аудиториях и кабинетах проводят руководители и специалисты, а производ­ственное обучение в учебных мастерских или на рабочем месте — инструктора-наставники. Содержание теории и практики, как правило, тесно связано и опирается на потребности и запросы предприятия.

 Поскольку теория играет чаще всего объяснительную функцию профессиональном обучении нового работника (рабочего или (специалиста), то она, как правило, учитывает профессиональные затруднения тех, кто на рабочем месте осваивает конкретные приемы и операции. Отсюда очень важно соблюдать следующие принципы (правила) обучения:

- опора теории на практику;

- учет в обучении имеющегося профессионального образования, личного и производственного опыта обучаемого;

 - использование программных средств, персонального компьютера, кодоскопа и т.п.;

- наличие у наставника, инструктора, преподавателя основ педагогической культуры.

Если наставник, инструктор или преподаватель забывает о выше-казанных правилах, могут возникнуть следующие затруднения,

1.Натаскивание. Педагог (наставник, инструктор, преподаватель) берет на себя роль ведомого и считает, что его функции водятся к понуканию, контролю, похвале или отрицательной оценке. За состоянием обучаемого он не очень следит, не считается с его затруднениями (иногда позволяет себе повышать голос, понижать обучаемого).

2.  Викарное научение (превращение обучения в простое копирование действий педагога). Считается, что если ученик выполня­ть действия так же, как педагог, то цель обучения достигнута.

3.  Обучение методом проб и ошибок. Обучаемому предоставляется роль ведомого. Он учится только на деле, без применения тренажерных и технических устройств.

4.  Формальное обучение. Оно происходит в том случае, если педагог не заботится о результатах обучения. Главное, чтобы ему ученик не мешал, учился полностью сам.

Однако любое обучение, а тем более профессиональное, — это двусторонний процесс, взаимный. Научиться ремеслу в одиночку очень сложно, а тем более включиться в самостоятельную работу в условиях отлаженного производства, выполнять необходимые действия с высокой эффективностью.

Профессиональное обучение — это процесс целенаправленной передачи производственного опыта, организация формирования профессиональных знаний, умений, навыков. И поэтому оно с необходимостью включает:

1) работника, подлежащего обучению, субъекта;

2) предмет учения и обучения — содержание учебного материала;

3) условия, в которых находится обучаемый (время, место);

4) педагога (наставника, инструктора, преподавателя).

В связи с тем что профессиональное обучение, которое организуется сегодня в профессиональных училищах, лицеях, колледжах, вузах, не всегда устраивает работодателей, то большая часть выпускников этих образовательных учреждений снова учатся, доучиваются, получают второе образование или устраиваются на работу не по приобретенной специальности. Вторичное профессиональное обучение в России становится массовым.    

Для тех, кто выбрал обучение в условиях предприятия, происходит встреча с новым типом профессионального обучения, серьезно отличающегося от обучения в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональное обучение в условиях предприятия — это
принципиально иной способ приобретения профессии, специальности.                                                                                                               

Как правило, существует  два вида профессионального обучения в условиях предприятия:                                

-  с отрывом от производства;                                              

-  без отрыва от производства, только на рабочем месте. 

-   Профессиональное обучение проводится в соответствии с разработками в головном учебном центре отраслевого или иного пред­приятия стандарта, который отвечает на вопросы: чему и сколько нужно учить рабочих или специалистов той или иной отрасли?       |

Учебный центр предприятия или отдел технического обучения, любая учебная структура имеют, как правило, специалистов, пред- ] назначенных для организации вторичного профессионального обу­чения рабочих и специалистов предприятия с отрывом от произ­водства. Они выполняют педагогическую по природе работу, зача­стую не являясь профессиональными педагогами. В этой связи все тонкости педагогической науки они познают из опыта.

Профессиональное обучение в условиях производства представ­ляет собой важную управленческую, производственную задачу. Ре­шение последней требует, чтобы педагогический по своей приро­де участок, цех возглавляли педагоги от бога, имеющие личност­ную мотивацию на профессиональное обучение, глубоко осознав­шие принципы производственной педагогики, владеющие осно­вами педагогической культуры, методами личностно ориентиро­ванного профессионального обучения.

В поле зрения руководителей учебных структур должны быть следующие вопросы:

-  использование и учет, диагностика личностного (трудового) потенциала каждого работника;

-  развитие профессионально важных качеств работников;

-  регулирование процесса становления опытного, квалифици­рованного работника;

-  учет социально-психологических аспектов подбора и расстановки персонала;

- активизация личностного потенциала работника;

-мотивация учебной деятельности персонала;

- участие в отборе персонала и составлении рекомендаций для профессиональной карьеры работающих на предприятии; комплектование резерва кадров на выдвижение. То есть существовавший отрыв обучения от реальных современных управленческих производственных задач необходимо устранить, введя, например, специальные отделы обучения и развития на предприятиях, узаконив службу управления персоналом. Персонал предприятия и служба управления им считаются такими же значимыми субъектами и объектами развития, как и оборудование, используемые технологии. При этом увеличение затрат на обучение вполне оправдано экономически. Рыночные правила требуют перестройки не только системы профессионального обучения, но и всей работы с персоналом. Профессиональное обучение должно органически вплетаться в оценку и аттестацию персо­на, подбор, подготовку и повышение квалификации, работу с резервом кадров на руководящие должности. Важно своевременно и серьезно повысить профессиональный уровень самих работников, которые занимаются работой с персоналом. Личностный потенциал подчиненных, его выявление, развитие и эффективное использование — это важнейший объект агностики и мониторинга.