Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ, страница 2

Изменить цель и задачи обучения без принципиально иного построения его содержания нельзя, так как у обучаемого практи­чески нет выбора. Он должен изучать то, что его заставляют учить педагоги.

Выход может быть найден за счет имеющихся ресурсов, кото­рые кроются в блочно-модульном построении учебно-программ­ной документации. В этом случае замена или модернизация содер­жания учебного материала вполне допустима, а обучаемый полу­чает возможность самостоятельно проектировать содержание сво­его профессионального образования, например, посредством са­мообразования.

Поскольку знание, которое усваивает обучаемый, строится на уже имеющихся знаниях и учитывает субъективный опыт учени­ка, то очень важно, чтобы для организации обучения было все предусмотрено и подобрано заранее:

-  методические указания и рекомендации;

-  справочники;

-  словари;

-  сборники задач и пр.

Наиболее трудным в переходе к ЛОСО является попытка дать обучаемому возможность выбора содержания учебного материала и методов, форм его усвоения. Эти задачи очень сложны. Для их решения целесообразно организовать консультации педагогов.

Допущение в образовательных учреждениях такой «академиче­ской свободы» требует серьезных организационных преобразова­ний, введения института координаторов образовательных про­грамм, консультантов.

Существенно меняются в этом случае педагогические техноло­гии, формы, методы и средства обучения. Они должны в своей основе опираться на современные технологии, которые существу­ют, например, в машиностроении или агроинженерии. И чем са­мостоятельнее обучаемые, тем выше уровень познавательной са­мостоятельности, тем проще может быть переход к ЛОСО.

Переход к ЛОСО требует наличия психологической службы в образовательном учреждении, способной к планомерному диа­гностическому отслеживанию учебно-воспитательного процесса — мониторингу (от лат. топИог — напоминающий, надзирающий). Организаторов ЛОСО интересуют в этом случае не только результа­ты обучения (что тоже очень важно), но и сам процесс отслежива­ния характера педагогического процесса, изменений его субъектов.

Педагогами, которые пришли к ЛОСО, должен быть усвоен и принят ряд психологических понятий: «профессиональное разви­тие», «процесс приобретения обучаемым квалификации», «педа­гогический процесс» и др.

Профессиональное становление личности — это основной и сложный объект отслеживания. Педагоги должны найти время и, главное, осознать необходимость такого систематического отсле­живания (мониторинга) с помощью:

а)       наблюдения;

б)       тестирования;

в) опроса;

г) анализа результатов учебно-профессиональной деятельности (продуктов творческой деятельности: изделий, графических ра­ут, курсовых проектов и т. п.).

Использование тестов позволяет педагогу проводить исследовательскую работу, которая будет способствовать не только повышению эффективности ЛОСО, но и профессиональному росту, карьере.

 Ученые-психологи предлагают три формы мониторинга:

1) стартовая диагностика уровня профессионального развития субъектов учебно-воспитательного процесса;

2) экспресс-диагностика социально и профессионально важных личностных качеств обучаемых и педагогов;

 3) финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников и их профессионально важных качеств.

2. Личностно ориентированное обучение в начальной профессиональной школе

Наиболее сложным в практическом плане является реализация ЛОСО в профессиональных училищах и лицеях, так как здесь, в основном работают в качестве преподавателей и мастеров бывшие производственники, которые не владеют психологией, не изучали в вузе, колледже педагогические дисциплины. В этой связи для них системе методической учебы начальной профессиональной школы Обязательно должна быть предусмотрена специальная психологи­ческая подготовка. Для тех, кто ее приобрел в стенах профессио­нально-педагогического вуза, нужна подготовленность к иннова­ционному процессу. Свою роль здесь может сыграть аттестация профессионально-педагогических работников, в основе которой долж­ны лежать не столько контрольные функции, сколько обучающие, развивающие.

Возьмем, к примеру, процесс обучения будущих швей, конст­рукторов-модельеров, закройщиков. Как можно развивать их лич­ностные характеристики?

В профессиональных училищах легкой промышленности, где готовят будущих швей, модельеров-конструкторов, закройщиков, особое значение приобретает возможность отслеживания (монито­ринга) преподавателем изменений (динамики) творческого мыш­ления обучаемых, их фантазии, овладения элементами профессио­нального мышления, связанных с конкретной специальностью.

Речь идет именно об отслеживании, мониторинге. Только в этом случае можно говорить о ЛОСО. В противном случае это только элементы каких-либо инноваций, попытки педагогов изменить свое отношение к обучаемым.

Например, раздел «Конструирование одежды» очень удобен для решения так называемых конструкторских задач. Как показывает опыт, дело не столько в интересных задачах, сколько опять-таки в их возможности развивать творческое мышление.

Работодатель сегодня нуждается прежде всего в выпускниках, у которых развиты такие профессионально важные качества, как:

-  техническое мышление;

-  пространственное воображение;

-  внимательность;

-  эмоциональная устойчивость;

-  настойчивость;

-  целеустремленность;

-  дисциплинированность;

-  самоконтроль.

Именно эти личностные качества, их совокупность, которые влияют на профессиональное поведение будущего рабочего, и надо целенаправленно развивать в условиях ЛОСО в системе начально­го профессионального образования.

Из педагогических технологий, которые могут быть использованы в системе НПО, выделим следующие:

выполнение интегративных технических и технологических проектов в микрогруппах;

-  проведение деловых игр, целью которых является создание специальных учебных кабинетов, которые позволили бы прово­дить анализ имитационных ситуаций;

-  проведение учебных диспутов, круглых столов и др.

Наибольшее распространение приобрели производственные игры. Только в процессе последних нужно проводить мониторинг, а не останавливаться лишь на подведении содержательных итогов производственной игры. (Подробнее см. приложения.)

3. Профессиональное обучение рабочих и специалистов в условиях предприятия

Профессиональное образование в условиях предприятия, как и любое обучение, предполагает процесс передачи и активного ус­воения профессиональных знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. Его специфика заключает­ся в том, что оно организуется, как правило, в учебных центрах, в отделах предприятий различных форм собственности.