Изменить цель и задачи обучения без принципиально иного построения его содержания нельзя, так как у обучаемого практически нет выбора. Он должен изучать то, что его заставляют учить педагоги.
Выход может быть найден за счет имеющихся ресурсов, которые кроются в блочно-модульном построении учебно-программной документации. В этом случае замена или модернизация содержания учебного материала вполне допустима, а обучаемый получает возможность самостоятельно проектировать содержание своего профессионального образования, например, посредством самообразования.
Поскольку знание, которое усваивает обучаемый, строится на уже имеющихся знаниях и учитывает субъективный опыт ученика, то очень важно, чтобы для организации обучения было все предусмотрено и подобрано заранее:
- методические указания и рекомендации;
- справочники;
- словари;
- сборники задач и пр.
Наиболее трудным в переходе к ЛОСО является попытка дать обучаемому возможность выбора содержания учебного материала и методов, форм его усвоения. Эти задачи очень сложны. Для их решения целесообразно организовать консультации педагогов.
Допущение в образовательных учреждениях такой «академической свободы» требует серьезных организационных преобразований, введения института координаторов образовательных программ, консультантов.
Существенно меняются в этом случае педагогические технологии, формы, методы и средства обучения. Они должны в своей основе опираться на современные технологии, которые существуют, например, в машиностроении или агроинженерии. И чем самостоятельнее обучаемые, тем выше уровень познавательной самостоятельности, тем проще может быть переход к ЛОСО.
Переход к ЛОСО требует наличия психологической службы в образовательном учреждении, способной к планомерному диагностическому отслеживанию учебно-воспитательного процесса — мониторингу (от лат. топИог — напоминающий, надзирающий). Организаторов ЛОСО интересуют в этом случае не только результаты обучения (что тоже очень важно), но и сам процесс отслеживания характера педагогического процесса, изменений его субъектов.
Педагогами, которые пришли к ЛОСО, должен быть усвоен и принят ряд психологических понятий: «профессиональное развитие», «процесс приобретения обучаемым квалификации», «педагогический процесс» и др.
Профессиональное становление личности — это основной и сложный объект отслеживания. Педагоги должны найти время и, главное, осознать необходимость такого систематического отслеживания (мониторинга) с помощью:
а) наблюдения;
б) тестирования;
в) опроса;
г) анализа результатов учебно-профессиональной деятельности (продуктов творческой деятельности: изделий, графических раут, курсовых проектов и т. п.).
Использование тестов позволяет педагогу проводить исследовательскую работу, которая будет способствовать не только повышению эффективности ЛОСО, но и профессиональному росту, карьере.
Ученые-психологи предлагают три формы мониторинга:
1) стартовая диагностика уровня профессионального развития субъектов учебно-воспитательного процесса;
2) экспресс-диагностика социально и профессионально важных личностных качеств обучаемых и педагогов;
3) финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников и их профессионально важных качеств.
2. Личностно ориентированное обучение в начальной профессиональной школе
Наиболее сложным в практическом плане является реализация ЛОСО в профессиональных училищах и лицеях, так как здесь, в основном работают в качестве преподавателей и мастеров бывшие производственники, которые не владеют психологией, не изучали в вузе, колледже педагогические дисциплины. В этой связи для них системе методической учебы начальной профессиональной школы Обязательно должна быть предусмотрена специальная психологическая подготовка. Для тех, кто ее приобрел в стенах профессионально-педагогического вуза, нужна подготовленность к инновационному процессу. Свою роль здесь может сыграть аттестация профессионально-педагогических работников, в основе которой должны лежать не столько контрольные функции, сколько обучающие, развивающие.
Возьмем, к примеру, процесс обучения будущих швей, конструкторов-модельеров, закройщиков. Как можно развивать их личностные характеристики?
В профессиональных училищах легкой промышленности, где готовят будущих швей, модельеров-конструкторов, закройщиков, особое значение приобретает возможность отслеживания (мониторинга) преподавателем изменений (динамики) творческого мышления обучаемых, их фантазии, овладения элементами профессионального мышления, связанных с конкретной специальностью.
Речь идет именно об отслеживании, мониторинге. Только в этом случае можно говорить о ЛОСО. В противном случае это только элементы каких-либо инноваций, попытки педагогов изменить свое отношение к обучаемым.
Например, раздел «Конструирование одежды» очень удобен для решения так называемых конструкторских задач. Как показывает опыт, дело не столько в интересных задачах, сколько опять-таки в их возможности развивать творческое мышление.
Работодатель сегодня нуждается прежде всего в выпускниках, у которых развиты такие профессионально важные качества, как:
- техническое мышление;
- пространственное воображение;
- внимательность;
- эмоциональная устойчивость;
- настойчивость;
- целеустремленность;
- дисциплинированность;
- самоконтроль.
Именно эти личностные качества, их совокупность, которые влияют на профессиональное поведение будущего рабочего, и надо целенаправленно развивать в условиях ЛОСО в системе начального профессионального образования.
Из педагогических технологий, которые могут быть использованы в системе НПО, выделим следующие:
выполнение интегративных технических и технологических проектов в микрогруппах;
- проведение деловых игр, целью которых является создание специальных учебных кабинетов, которые позволили бы проводить анализ имитационных ситуаций;
- проведение учебных диспутов, круглых столов и др.
Наибольшее распространение приобрели производственные игры. Только в процессе последних нужно проводить мониторинг, а не останавливаться лишь на подведении содержательных итогов производственной игры. (Подробнее см. приложения.)
3. Профессиональное обучение рабочих и специалистов в условиях предприятия
Профессиональное образование в условиях предприятия, как и любое обучение, предполагает процесс передачи и активного усвоения профессиональных знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. Его специфика заключается в том, что оно организуется, как правило, в учебных центрах, в отделах предприятий различных форм собственности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.