Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ, страница 5

Наставник — это работник, который обладает способностью видеть все минусы и пробелы образования, полученные его учеником-новичком. Общение с ним порой может заменить приобретение второго высшего профессионального образования, снять неверные концепции первого высшего образования, т. е. как бы скорректировать, направить, наставить молодого работника. Наставник, конечно, является великим практическим дидактом.                                      ;

С точки зрения теории российского наставничества последнее представляет, по мнению А. С. Батышева, систему социально-педагогических воздействий передовых работников предприятий, компаний, фирм на сознание, чувство, волю молодых работников с целью формирования у них интересов и стремлений к овладению профессией. Думается, что в современных условиях этого мало. Для работодателя важно не только то, что ученик желает приобрести профессию, но и конечный результат — достижение учеником требуемой квалификации в виде разряда, степени, категории и т. п. Главное — это производственный опыт, наличие у ученика профессиональной самостоятельности, умения без чьей-либо помощи успешно решать разные по сложности производственные задачи.    

Наставник должен аккумулировать в себе профессионально важные личные педагогические качества, обладать основами педагогической культуры.                                                                  

3. Личностно ориентированная система обучения в высшей профессионально-педагогической школе и ее особенности

Профессиональное обучение будущих педагогов профессиональных училищ, лицеев, учебных центров проводится в соответствии

с Государственным образовательным стандартом. С точки зрения ЛОСО важно обратить внимание прежде всего на создание основ, ной образовательной программы с позиции конкурентоспособно­сти выпускников специальных вузов, которые приобретают ква­лификацию «педагог профессионального обучения».

Среди гуманитарных и социально-экономических дисциплин наибольшим спросом на рынке труда пользуются:

-  иностранный язык;

-  информатика.

Именно эти учебные дисциплины позволяют впоследствии вы­пускникам работать за рубежом, а потому повышают личностную значимость, уровень конкурентоспособности.

Среди общепрофессиональных дисциплин особую роль играют:

-  введение в профессионально-педагогическую специальность;

-  общая психология;

-  психология профессионального образования;

-  общая и профессиональная педагогика;

-  методика профессионального обучения.

Желательно, чтобы эти учебные дисциплины преподавали спе­циалисты, имеющие профессионально-педагогическое образова­ние, имели рабочий разряд, опыт работы по рабочей профессии, в контексте которой они осуществляют преподавание вышеука­занных дисциплин. Важно также, чтобы они обладали высоким уровнем общей и педагогической культуры, стремились повышать свой личностный и профессиональный рост.

Введение в профессионально-педагогическую деятельность спо­собствует профессиональному самоопределению студентов-перво­курсников, развитию педагогической рефлексии.

Среди дисциплин отраслевой подготовки особое значение для будущего педагога начальной профессиональной школы имеют: инженерная графика, электротехника, металловедение, специ­альные технологии (машиностроения, швейного производства и т.п.).

Основной формой профессионального обучения в вузе являет­ся лекция.

Например, речь идет о высшей профессиональной школе ма­шиностроительного профиля, в которой готовят преподавателей машиностроительных дисциплин. Возьмем, к примеру, тему «Ме­тоды обработки зубчатых колес». Традиционное ее изучение буду­щими токарями в процессе теоретического обучения сосредоточе­но на содержании (основных методах нарезания зубьев цилиндри­ческих колес, инструментах, скорости резания и т.п.). В условиях ЛОСО преподаватель теоретического обучения использует содер­жание этого урока для развития личностных характеристик буду­щего токаря — умений учиться, размышлять, задавать вопросы, делать выводы. То есть первый момент ЛОСО состоит в том, что преподаватель концентрирует внимание не столько на том, как будущие токари усвоили то, что он рассказал, сколько — на способах познавательной деятельности (какой процент обучаемых задает вопросы, кто из учебной группы умеет делать выводы, реферирует). ажио то, что в условиях ЛОСО будущий токарь имеет возможность мыслить, а не только запоминать. Педагог учит не столько не, сколько тому, как ее можно находить, формирует навыки (образовательной деятельности, прививает привычку рассуждать, сомневаться и т. п.

 В условиях модульного обучения или выбора специалиста возможна самостоятельная работы дома или в электронной библиотеке.

Таким образом, ЛОСО в высшей профессионально-педагогической школе направлена на интеграцию педагогического знания, развитие профессиональной компетентности и конкурентнособности студентов. Причем под профессиональной компетентностью следует понимать такое интегральное личностное качество, которое отражает степень соответствия выполняемой региональной деятельности, а компетенция представляет собой такое базовое качество личности, за счет которого и возможна такая степень соответствия выполнения профессиональной деятельности.

Учитывать половозрастные, индивидуально-психологические особенности будущих рабочих — учащихся профессиональных училищ, лицеев сможет только тот педагог профессионального обучения, кого учили в вузе бережно, заботясь о его статусе, учитывает специфику мотивационной сферы. В этом и заключается сущность личностно ориентированного образования. Все компоненты учебно-воспитательного процесса в любом профессиональном об­разовательном учреждении (училище, лицей, колледж, вуз) «ра­ботают» на обучаемого, развитие его личности, к ним относятся: содержание учебной дисциплины, средства профессионально-пе­дагогической деятельности, способы, формы, методы и средства преподавания.

Обучаемый имеет право сам выбрать способ получения обра­зования, содержание и методы обучения, а в отдельных случаях и педагога.

Личностно ориентированные образовательные технологии требуют:

1)организации взаимодействия обучающихся;

2) решения усложняющейся системе профессиональных задач;

3)обязательного включения обучаемого в творческие процессы, предоставления ему возможности не только решения профессиональных задач, но и их создания, например через придумывания вопроса или задания;

4) использование возможностей использования информационных технологий;

5)организация профессионального самообразования и самовоспитания учащихся;

6) такой организации познавательной деятельности обучаемых, которая позволила бы целенаправленно развивать не только мышление, но и другие сферы личности ( чувственно-эмоциональную, волевую)

Личностно ориентированные технологии должны быть направлены на обеспечение гарантии студентам на рынке труда, а это возможно лишь при достаточном развитии конкурентноспособного обучаемого.