Менеджмент и организация профессионального обучения на предприятии тесно взаимосвязаны. Корпоративная культура персонала — объект личностного развития в процессе профессионального обучения.
В профессиональном обучении на производстве много сложностей. Производственная педагогика — это и наука, и искусство, искусство преподавания теории и практики оттачивается не только в ходе обучения. Важно то, что профессиональное теоретическое обучение с отрывом от производства зачастую происходит в учебной группе: собраны различные по профессиональной специализации работники предприятия. Без индивидуального, особого подхода к каждому нельзя. Иначе обучаемый никогда не раскроет свой личностный потенциал, способности, учебные возможности. Не будучи знатоком человеческой натуры, педагог (наставник, инструктор, преподаватель) не может рассчитывать на успех. В основе профессионального обучения, как теоретического, так производственного, лежит дидактическая теория.
Как учить правильно? Важно, чтобы в учебном центре была разработана концепция профессионального обучения. Она обычно строится на базовых психологических позициях. Так, в отделах обучения развития персонала следует использовать известное положение Л. С. Выготского: «Обучение и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего обучаемому зону ближайшего развития, способствующего выработке средств и способов ориентации в действительности».
С точки зрения психологии в обучении важно выделять: механизмы усвоения нового материала; этапы усвоения нового материала; организацию оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами.
Поставленные цели и задачи в профессиональном обучении, вытекающие из его написания, серьезно влияют на организацию оптимального хода усвоения, требуют подбора и отбора педагогических технологий, необходимых взаимоотношений между педагогами и обучаемыми. Психологические особенности усвоения учебного материала определяются во многом его содержанием (учебным предметом), разработкой форм, средств и методов обучения.
Профессиональное мастерство работника предприятия — основной результат теоретического и производственного обучения. То есть теоретическое обучение осуществляется в рамках практических задач, которые решаются часто непосредственно на рабочем месте или в специальных учебных мастерских, где есть технические устройства — тренажеры, имитаторы и пр.
Формирование у обучаемых профессиональных умений, развитие у них профессиональной компетентности — это то, ради чего организуется профессиональное обучение. Теоретические профессиональные знания без обязательного использования на практике быстро забываются, теряют свою значимость, требуют быстрого пополнения.
Достижение обучаемыми уровня мастера, знатока своего дела в профессиональных умениях — основная цель практического обучения. Квалифицированное, искусное умение на необходимом уровне в соответствии с приобретаемой квалификацией — то, для чего должно быть организовано производственное обучение.
Высокая техника исполнения, виртуозность, сноровка — показатели профессионального мастерства. Последнее с точки зрения ученых представляет собой высокую и постоянно совершенствующуюся степень овладения определенным видом профессиональной деятельности.
Работодателю очень важно, чтобы работник, который закончил курсы повышения квалификации или переподготовки в учебном цехе предприятия, мог быстро переключаться с одних видов и условий труда на другие, приспосабливаться к новым требованиям и сам мог перестраивать свою деятельность сообразно меняющимся производственным ситуациям, был мобильным.
Существенными показателями профессионального мастерства обучаемого в учебном центре предприятия |являются:
- качество выполняемых заданий, которые ему поручают на рабочем месте; соответствие их установленным показателям и нормативам (выполнение технических требований), параметрам положительных результатов;
- производительность труда — выполнение установленных норм времени;
-профессиональная самостоятельность — умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивать важное качество и производительность труда; осуществление самоконтроля и саморегулирования в профессиональной деятельности;
- культура труда — способность и привычки планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии (а также рациональная организация труда и рабочего места);
- творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процесс труда инновации; способность к изобретательству и рационализаторству;
- способность к экономическому анализу выполняемых трудовых действий и операций.
Важно, чтобы профессиональное обучение в условиях предприятия не сужалось до техницизма. Техницизм — мировоззренческая доктрина, уподобляющая обучение комплексу технических устройств. Технократизм, как и техницизм, — это то, от чего следует избавляться особенно в учебных центрах, где учатся работники предприятия, имеющие техническое образование и стремящиеся этому больше к анализу конкретных цифр объемов производна, чем к гуманитарному знанию.
Важно уделить особое внимание организации профессионального обучения работников в условиях предприятия, без отрыва от производства. Обычно, если работника не посылают на учебу, ему выделяют так называемого наставника.
Наставничество — это не столько движение, сколько средство профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников предприятия, компании в основном на рабочем месте, без отрыва от производства.
Наставник (ментор) — это близкий, доверенный и опытный консультант или руководитель. То есть в компании или цехе, отделе предприятия обязательно найдутся опытные работники, которые «по зову сердца» хотят передать другим то, чем владеют сами. Установлено, что от действий наставников значит многое. ] Они должны быть очень деятельны, но при этом не мешать ученику учиться.
Наставник, как правило, своевременно поддерживает, подбадривает, дает руку помощи, наставляет, хвалит, а иногда и возмущается, сердится. Естественно, что в атмосфере такого позитивного действия работники обычно растут и совершенствуются. |
Пока наставник в добром здравии, ученик становится все более квалифицированным и польза от него увеличивается.
Чем сложнее профессия, которой овладевает ученик, тем больше требуется передать теоретических сведений. Их передача ' ученику — это искусство наставника, которому нужно и можно учить.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.