Профессионально-педагогические учебные заведения. Формы и методы освоения квалификации педагога профессиональной школы

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

План.

1.  Профессионально-педагогическое образование в России

2.  Учебные заведения, реализующие образовательные программы высшего и среднего профессионально-педагогического образования

3.  Формы и методы освоения квалификации педагога профессиональной школы

Профессионально-педагогическое образование в России

Государственная система профессионально-педагогического образования с разной степенью успешности функционирует и раз­вивается в России XVIII в. Она поставляет преподавателей теоре­тического обучения и мастеров производственного обучения для профессиональных училищ, лицеев, техникумов и колледжей.

Качество отечественного профессионально-педагогического образования во многом определяется наличием в России концеп­ции, приведенной в соответствие с требованиями рынка труда, общества, его целями, содержанием, средствами, формами и ме­тодами.

Высшие и средние профессионально-педагогические учебные заведения осуществляют специфический вид образования, значи­тельно отличающийся как от профессионального, так и от педаго­гического. Эти учебные заведения реализуют образовательные про­граммы высшего и среднего профессионально-педагогического образования с довольно сложной архитектоникой: они должны организовать изучение общепрофессиональных и профессиональ­ных дисциплин в области агроинженерии, агрономии, зоотехни­ки и ветеринарии, материаловедения, обработки материалов, ме­таллургического производства, охраны окружающей среды и при­родопользования, производства товаров широкого потребления, строительства, монтажных и ремонтно-строительных технологий, создания автомобилей и автомобильного хозяйства, химического производства, информатики, вычислительной техники и компью­терных технологий, экономики и управления, электроэнергети­ки, электротехники и электротехнологий, сервиса.

Многочисленные профессионально-педагогические колледжи Я | вузы России, как и чисто педагогические учебные заведения, особое внимание уделяют психолого-педагогической подготовке бу­дущих преподавателей и мастеров производственного обучения С этой целью в каждой учебной структуре, исходя из вышеуказан ной специализации, создают условия для изучения таких традиционных педагогических дисциплин, как «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Общая и профессионал профессиональных учебных заведений в Нижнем Тагиле, Туринске Кунгуре и Красноуфимске.

Организация обучения непосредственно на предприятиях нача­лась еще в 1840 г., в период модернизации производства на уральских заводах. Однако педагогическая квалификация тех, кто выполнял преподавательскую работу, не всегда соответствовала, по мнению организаторов таких учебных структур, необходимым требованиям. Так впервые был поставлен вопрос о том, что необходима специаль­ная профессиональная подготовка преподавателей — низших горных чиновников (шихтмейстеров) и работающих на производстве специ­алистов. А поскольку труд таких доморощенных педагогов в основном плохо оплачивался, то богатые владельцы уральских заводов (Деми­довы, Лазаревы и др.) не жалели денег на отбор лучших, высококва­лифицированных преподавателей, а также организовали повышение их профессионально-педагогической квалификации за границей.

Поиск способов, форм и методов организации профессиональ­но-педагогического обучения на Урале привел к тому, что при острейшем дефиците преподавателей, инструкторов и мастеров производственного обучения в 1918 г. именно в Екатеринбурге была создана Уральская высшая педагогическая школа, а в 1920 г. в свя­зи с созданием Уральского государственного университета она вошла в состав педагогического факультета, который занимался подготовкой педагогических работников для школ и техникумов, в том числе и для профессионально-технических училищ.

В 1921 г. на базе Уральского рабочего политехникума был создан Уральский практический горнозаводской и строительный инсти­тут, далее он вошел в состав Уральского политехнического инсти­тута, при нем в 1926 г. был создан вечерний рабочий политехни­кум, в котором велась профессионально-педагогическая подготовка инструкторов производственного обучения, преподавателей фаб­рично-заводских училищ

Как на Урале, так и во всей России начиная с 20-х гг. XX в. система переподготовки и повышения квалификации преподава­телей и мастеров производственного обучения включала в себя:

-  месячное обучение (курсы);

-  одногодичные курсы;

-  двухгодичные курсы.

На таких курсах обучались лица, имеющие в основном сельско­хозяйственное и инженерное образование.

Для студентов-старшекурсников в отраслевых вузах Москвы и Петрограда были созданы двух-трехгодичные отделения, в учеб­ные программы некоторых вузов добавлялись предметы психоло­го-педагогического цикла.

В 20-е гг. XX в. уральцы еще не имели своей высшей профессио­нально-педагогической школы и поэтому направлялись в Петроград­ский технико-педагогический институт, Московский индустриально-инструкторский техникум или на Высшие педагогические курсы.

Создание в 1923 г. Уралпрофобра и острая нехватка профессио­нально-педагогических кадров в связи с увеличением количества профессионально-технических учебных заведений способствовали открытию в 1930 г. в г. Свердловске Уральского индустриально-педагогического института с восьмью факультетами: историко-экономическим, физико-техническим, литературным, химико-технологическим, электроэнергетическим, педагогическим, хими­ческим и организационно-инструкторским.

Появившийся в Свердловске в 1932 г. Всесоюзный индустри­ально-педагогический институт (ВИПИ), преобразованный из Мос­ковского индустриально-педагогического института, готовил инженеров-педагогов для фабрично-заводских училищ и технику­мов в основном металлургического и строительного профилей.

К сожалению, в 1934 г. этот нужный для страны вуз закрыли, так как ошибочно посчитали профессионально-техническое обра­зование не главной, а вспомогательной отраслью. Основное внима­ние в это время уделялось подготовке инженеров для производства.

Однако уже на следующий год в Свердловске был открыт Ин­ститут технического обучения, а в 1940 г. на Урале была создана государственная система трудовых ресурсов, которая в 1961 г. ре­организована в систему профтехобразования.

Лишь в 1978 г. появилось постановление Совета Министров СССР о создании Свердловского инженерно-педагогического институ­та, и в 1979 г. он открылся благодаря Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию. Первым ректором института стал В.В.Блюхер, имевший большой произ­водственный и научно-педагогический опыт, 170 научных работ, три ордена Трудового Красного Знамени.

Первоначально в СИПИ было создано два факультета — маши­ностроительный и электроэнергетический. Чуть позднее были со­зданы металлургический и заочный факультеты.

Этот специализированный в 2001 г. был переименован в Рос­сийский государственный профессионально-педагогический уни­верситет.

В России кроме Российского государственного профессиональ­но-педагогического университета есть такое высшее профессио­нально-педагогическое специализированное учебное заведение, как Волжская государственная профессионально-педагогическая ака­демия (Нижний Новгород). Здесь достигнуты не менее выдающие­ся успехи в научно-исследовательской работе, имеется совет по защите диссертаций на соискание ученой степени по специально­сти 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования». Основные направления деятельности (специализации), По которым высшая профессионально-педагогическая школа готовит студентов, обучающихся специальности «Профессиональное обучение» — это:

Похожие материалы

Информация о работе