- теоретическая и прикладная механика;
- специальные технологии (машиностроение, швейное производство, теория металлургических, экономических, юридическихи т. п. процессов);
- метрология, стандартизация и взаимозаменяемость;
- электротехника и электроника;
- материаловедение;
- специальные разделы, которые касаются изучения сущности той или иной специализации (агроинженерия, агрономия, ветеринария, дизайн, машиностроение и технологическое оборудование, материаловедение и обработка материалов, производство товаров широкого потребления, строительство, автомобильное хозяйство, информатика и вычислительная техника, экономика и управление, электроэнергетика, электротехнология и т.п.).
Как видно из ГОС, важную роль играет взаимосвязь технологического, профессионального и психолого-педагогического знаний (рис. 6).
Освоение студентами квалификации педагога профессионального обучения осуществляется посредством различных форм, методов обучения в высшей профессионально-педагогической школе. Форма обучения в вузе согласно педагогике высшей школы представляет собой способ осуществления учебно-воспитательного процесса, характеризуемый различной степенью самостоятельности будущих специалистов в приобретении желательной квалификации.
Перечень возможных форм обучения в вузах закреплен в ст. 6 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Это очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) формы и экстернат.
Очное обучение (дневное) предполагает значительный удельный вес аудиторских занятий, требующих участия преподавателя. Его величина составляет 50 % времени, отводимого учебным планом на освоение образовательной программы. Другая половина времени теоретического обучения — самостоятельная работа студентов. Она нуждается в совершенствовании, изменении отношения к ней со стороны студентов и преподавателей.
Эта форма обучения осуществляется, как правило, с отрывом от производства, с акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта студентов и преподавателя между собой. Преимущества очного обучения заключаются в возможностях изучения теории, анализа литературных источников, разбора практических ситуаций с преподавателем, который сопровождает процесс и отвечает на вопросы студентов.
Заочное обучение, в отличие от дневной формы, позволяет изучать учебный материал самостоятельно, студенты работают на предприятиях, общение с преподавателями ограничивается сессиями и консультациями.
При заочном обучении аудиторные занятия составляют около 25 % очного обучения. Они, как правило, проводятся в период сессий, которые организуются два раза в год продолжительность по 20 — 25 дней в зависимости от курса обучения.
Обучение на сессиях традиционное:
- лекции; .
- консультации;
- лабораторные работы;
- семинарские и практические занятия.
Особую роль играют самостоятельная работа, выполнение контрольных работ, рефератов, курсовых работ и проектов.
Как правило, для студентов первого курса заочного обучения организуются установочные сессии. На них студентов знакомят с учебно-методическими материалами, правилами обучения в вузе и т.п.
Очно-заочное (вечернее) обучение представляет собой определенное сочетание очной и заочной форм обучения.
Экстернат — это форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение студентами дисциплин основной образовательной программы высшего профессионального образования с последующей текущей и итоговой аттестацией.
Формы организации учебного процесса в вузе — это совокупность способов, методов, средств организации обучения, обеспечивающая освоение студентами изучаемых образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС. Стандартами предусматривается два способа организации учебного процесса:
- теоретическое обучение;
- практическое обучение.
- Аудиторные занятия в вузе в соответствии с ГОС предполагают многообразие форм и видов их проведения:
- лекции;
- лабораторные (практические) занятия;
- семинары.
Лекция способствует формированию системы знаний по изучаемой дисциплине, развитию творческого мышления студентов, учебной рефлексии, профессиональной и педагогической культуры.
Практические занятия, как правило, помогают усвоению студентами теоретических основ той или иной изученной дисциплины и способствуют формированию профессиональной компетентности педагога профессиональной школы, развитию педагогических способностей.
Семинары, как и другие практические занятия, выполняют важные функции: текущий контроль результатов самостоятельной работы, обучение студентов правилам и способам ведения дискуссии, техникам публичного выступления и т.п.
Особую роль играет организация самостоятельной работы студентов как в период проведения практических аудиторных занятий, так и в процессе подготовки к семинарам, к участию в студенческих научно-практических конференциях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.