Профессиональная карьера (Понятие о вертикальной и горизонтальной профессиональной карьере. Специфика карьеры педагога профессиональной школы)

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

План.

   1. Понятие о вертикальной и горизонтальной профессиональной карьере

2. Специфика карьеры педагога профессиональной школы

1. Понятие о вертикальной и горизонтальной профессиональной карьере

 Карьера (от фр. сатеге — карьера) — жизненное поприще, успешное продвижение вперед в области какой-либо деятельности. Этот термин был заимствован педагогической наукой из экономики. Видимо, это не столько продвижение по должностным ступеням, «сколько процесс реализации себя, своих возможностей.

 Если понимать профессионально-педагогическую деятельность как профессиональную карьеру, то важно акцентировать внимание на том, что существует два вида карьер: вертикальная и горизонтальная.

 Вертикальная карьера — это продвижение педагога по должностным ступеням в организационной иерархии

 Горизонтальная карьера — это движение педагога внутри профессии, становление его как профессионала. Сущностью развития горизонтальной карьеры преподавателя или мастера профессионального училища, лицея является осознанный профессиональный рост, определяющий профессиональную устойчивость и уверенность в повышении ответственности педагога за результаты профессионально-педагогической деятельности, что делает его конкурентоспособным, педагогически культурным, мастером педагогического труда. В Ученые в области карьерного развития (Д.Дрейфус, Ю.А.Конаржевский, Л.Крэмер-Хэйон, К.М.Ушаков и др.) отмечают, что, во-первых, карьера как возможность осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с индивидуальными потребностями личности и потребностями общества является основой непрерывной системы профессионально-педагогического образования преподавателя или мастера производственного обучения. Во-вторых, профессиональная карьера, являясь результатом выбора В педагогом собственной профессиональной стратегии, способствует его профессиональному самоопределению, профессионализации, ставит его в позицию субъекта профессионального выбора. Карьерное развитие, по мнению психологов, может стать механизмом профилактики кризисных периодов и тесно связанного с В Ними синдрома профессиональной дезадаптации и сгорания.

Путь к успешной карьере педагога профессионального обуче­ния, по мнению П.Д.Тигера и Б. Бэррон-Тигер, лежит через са­мосознание. Когда вы знакомитесь с человеком, наверняка, в пер­вую очередь вас интересует, чем он занимается. И получаете ответ: «Я продавец» или «Я педагог». Мы столько времени отдаем работе, что она становится нашим основным занятием. Мы начинаем отож­дествлять себя с профессией, например с педагогом.

Предположим, что вы взяли в руки это учебное пособие, когда стали очень серьезно думать о своем будущем. Правильное ли ре­шение вы приняли, выбрав педагогическую профессию? Не ис­ключено, что вы не удовлетворены местом своей учебы в универ­ситете и подумываете переменить место учебы в вузе, так как со­мневаетесь в своей педагогической карьере. Думаете, что из вас все-таки не выйдет хороший педагог и лучше своевременно начать делать карьеру в другой сфере, например стать управленцем, ме­неджером.

Тем из вас, кто решил перейти на другой факультет (если это возможно), советуем обратить внимание вот на что. Вам полезно знать, что каждый год тысячи молодых людей меняют место уче­бы, свое первоначальное решение стать педагогом. Однако нельзя спешить и нужно получше разобраться в себе, посоветоваться с родителями, друзьями, преподавателями университета. Смена вы­бранной профессии на первом курсе — болезненный процесс. Те, кто все-таки решил менять свою специальность «Профессиональ­ное обучение», должен знать, что, несмотря на то, что это очень тяжело, результаты могут превзойти все ожидания. Однако, чтобы принять такое смелое решение, вы должны открыть для себя свой­ства своего типа личности. И только тогда вы действительно смо­жете найти для себя такую специальность, которая полностью удов­летворяет вашим требованиям. Правильный выбор своей специ­альности и достижение успеха в ней во многом зависят от архи­тектоники вашей личности, ее типа.

Определение для себя оптимального рода занятий и работы, которая принесет наибольшее удовлетворение, — это обязатель­ная цель курса «Введение в профессионально-педагогическую дея­тельность». Успех на этом поприще приходит не сразу. Он во мно­гом зависит от наличия у человека так называемых базовых компе­тенций, которые являются неотъемлемыми качествами личности.

Именно поэтому, выбирая себе место учебы и будущей рабо­ты, очень важно не сделать ошибку, чтобы не заниматься в буду­щем нелюбимым делом, а с удовольствием постигать вершины педагогического мастерства. Главное, надо суметь своевременно построить для себя «личный проект профессионального роста», а

(оды обучения в вузе использовать оптимально, чтобы достигнуть ^панируемого профессионального роста.

0 Существующие на педагогическом поприще в профессиональ­ных учреждениях этапы профессионального роста имеют свои осо-5енности и специфику. Так, после окончания профессионально-педагогического вуза вы можете заниматься преподаванием общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональных училищах, лицеях, колледжах. Речь идет о совершенстве вами своего педагогического мастерства с 9-го, 10-го до 14-го, 15-го (разрядов, занимаясь, например, профессиональной подготовкой будущих рабочих в государственных образовательных учреждениях. 1роблем на пути личного профессионального роста в качестве преподавателя очень много. Они связаны, прежде всего с континген­том обучаемых в профессиональных училищах.

 Особую роль играет владение учебным предметом, например технологией машиностроения. Хорошо, если у вас был какой-либо про­изводственный опыт и вы имеете высокий рабочий разряд по той профессии, которой вы учите своих воспитанников. А если этого нет, К> ваш педагогический труд становится во многом зависимым от ка­чества получаемой вами в вузе профессиональной подготовки, г.; Если вы смогли приобрести педагогический опыт и соответ­ствующую ему педагогическую квалификационную категорию (II,

1 или высшую), то можете решить для себя важный вопрос: оста­ваться всю жизнь преподавателем или искать себе место руководи­теля, например, в учебном центре какого-либо предприятия или в  службе труда и занятости, а может, работать в том же профессио­нальном училище, только в роли заместителя директора?

Важно своевременно предостеречь преподавателя от возможно­сти «законсервировать» себя в собственном уровне некомпетент­ности.

Отметим лишь три важных мо­мента для любой педагогической специальности.

Первый. Успех в преподавании зачастую основывается не столько на знании теории педагогики, сколько на личном методе преподавания, который создает сам педагог.

Второй. Преподаватель должен развить в себе определенные педагогические способности. В данном случае учительница началь­ной школы обладала выдающейся способностью замечать пусть даже мелкое достижение любого из своих учеников. «Большая заслуга моего успеха в том, что я умею заметить, когда ученику трудно. И поэтому ни один ученик моего класса не попадает в отстающие. Стоит оставить ученика с трудностями, как они станут нарастать и в конечном итоге приведут к неспособности учиться. Глаз учителя прибавляет знаний ученику».

Третий. Высокие результаты в обучении других очень радуют и делают преподавательский труд радостным.

Чтобы эти три момента имели место, надо много трудиться над собой, разрабатывать свой метод обучения и помнить: «Плохой педагог учит истине. Хороший учит ее находить» (А. Дистервег).

Важно ориентироваться на признаки, которые имеют место в профессиографии

1. Вы идете на работу с удовольствием.

2. Выполняя работу, вы заряжаетесь внутренней энергией.

3. Вы ощущаете полезность своего труда, знаете, что он высоко ценится в обществе.

Похожие материалы

Информация о работе