Лекция 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
План.
1. Понятие о вертикальной и горизонтальной профессиональной карьере
2. Специфика карьеры педагога профессиональной школы
1. Понятие о вертикальной и горизонтальной профессиональной карьере
Карьера (от фр. сатеге — карьера) — жизненное поприще, успешное продвижение вперед в области какой-либо деятельности. Этот термин был заимствован педагогической наукой из экономики. Видимо, это не столько продвижение по должностным ступеням, «сколько процесс реализации себя, своих возможностей.
Если понимать профессионально-педагогическую деятельность как профессиональную карьеру, то важно акцентировать внимание на том, что существует два вида карьер: вертикальная и горизонтальная.
Вертикальная карьера — это продвижение педагога по должностным ступеням в организационной иерархии
Горизонтальная карьера — это движение педагога внутри профессии, становление его как профессионала. Сущностью развития горизонтальной карьеры преподавателя или мастера профессионального училища, лицея является осознанный профессиональный рост, определяющий профессиональную устойчивость и уверенность в повышении ответственности педагога за результаты профессионально-педагогической деятельности, что делает его конкурентоспособным, педагогически культурным, мастером педагогического труда. В Ученые в области карьерного развития (Д.Дрейфус, Ю.А.Конаржевский, Л.Крэмер-Хэйон, К.М.Ушаков и др.) отмечают, что, во-первых, карьера как возможность осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с индивидуальными потребностями личности и потребностями общества является основой непрерывной системы профессионально-педагогического образования преподавателя или мастера производственного обучения. Во-вторых, профессиональная карьера, являясь результатом выбора В педагогом собственной профессиональной стратегии, способствует его профессиональному самоопределению, профессионализации, ставит его в позицию субъекта профессионального выбора. Карьерное развитие, по мнению психологов, может стать механизмом профилактики кризисных периодов и тесно связанного с В Ними синдрома профессиональной дезадаптации и сгорания.
Путь к успешной карьере педагога профессионального обучения, по мнению П.Д.Тигера и Б. Бэррон-Тигер, лежит через самосознание. Когда вы знакомитесь с человеком, наверняка, в первую очередь вас интересует, чем он занимается. И получаете ответ: «Я продавец» или «Я педагог». Мы столько времени отдаем работе, что она становится нашим основным занятием. Мы начинаем отождествлять себя с профессией, например с педагогом.
Предположим, что вы взяли в руки это учебное пособие, когда стали очень серьезно думать о своем будущем. Правильное ли решение вы приняли, выбрав педагогическую профессию? Не исключено, что вы не удовлетворены местом своей учебы в университете и подумываете переменить место учебы в вузе, так как сомневаетесь в своей педагогической карьере. Думаете, что из вас все-таки не выйдет хороший педагог и лучше своевременно начать делать карьеру в другой сфере, например стать управленцем, менеджером.
Тем из вас, кто решил перейти на другой факультет (если это возможно), советуем обратить внимание вот на что. Вам полезно знать, что каждый год тысячи молодых людей меняют место учебы, свое первоначальное решение стать педагогом. Однако нельзя спешить и нужно получше разобраться в себе, посоветоваться с родителями, друзьями, преподавателями университета. Смена выбранной профессии на первом курсе — болезненный процесс. Те, кто все-таки решил менять свою специальность «Профессиональное обучение», должен знать, что, несмотря на то, что это очень тяжело, результаты могут превзойти все ожидания. Однако, чтобы принять такое смелое решение, вы должны открыть для себя свойства своего типа личности. И только тогда вы действительно сможете найти для себя такую специальность, которая полностью удовлетворяет вашим требованиям. Правильный выбор своей специальности и достижение успеха в ней во многом зависят от архитектоники вашей личности, ее типа.
Определение для себя оптимального рода занятий и работы, которая принесет наибольшее удовлетворение, — это обязательная цель курса «Введение в профессионально-педагогическую деятельность». Успех на этом поприще приходит не сразу. Он во многом зависит от наличия у человека так называемых базовых компетенций, которые являются неотъемлемыми качествами личности.
Именно поэтому, выбирая себе место учебы и будущей работы, очень важно не сделать ошибку, чтобы не заниматься в будущем нелюбимым делом, а с удовольствием постигать вершины педагогического мастерства. Главное, надо суметь своевременно построить для себя «личный проект профессионального роста», а
(оды обучения в вузе использовать оптимально, чтобы достигнуть ^панируемого профессионального роста.
0 Существующие на педагогическом поприще в профессиональных учреждениях этапы профессионального роста имеют свои осо-5енности и специфику. Так, после окончания профессионально-педагогического вуза вы можете заниматься преподаванием общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональных училищах, лицеях, колледжах. Речь идет о совершенстве вами своего педагогического мастерства с 9-го, 10-го до 14-го, 15-го (разрядов, занимаясь, например, профессиональной подготовкой будущих рабочих в государственных образовательных учреждениях. 1роблем на пути личного профессионального роста в качестве преподавателя очень много. Они связаны, прежде всего с контингентом обучаемых в профессиональных училищах.
Особую роль играет владение учебным предметом, например технологией машиностроения. Хорошо, если у вас был какой-либо производственный опыт и вы имеете высокий рабочий разряд по той профессии, которой вы учите своих воспитанников. А если этого нет, К> ваш педагогический труд становится во многом зависимым от качества получаемой вами в вузе профессиональной подготовки, г.; Если вы смогли приобрести педагогический опыт и соответствующую ему педагогическую квалификационную категорию (II,
1 или высшую), то можете решить для себя важный вопрос: оставаться всю жизнь преподавателем или искать себе место руководителя, например, в учебном центре какого-либо предприятия или в службе труда и занятости, а может, работать в том же профессиональном училище, только в роли заместителя директора?
Важно своевременно предостеречь преподавателя от возможности «законсервировать» себя в собственном уровне некомпетентности.
Отметим лишь три важных момента для любой педагогической специальности.
Первый. Успех в преподавании зачастую основывается не столько на знании теории педагогики, сколько на личном методе преподавания, который создает сам педагог.
Второй. Преподаватель должен развить в себе определенные педагогические способности. В данном случае учительница начальной школы обладала выдающейся способностью замечать пусть даже мелкое достижение любого из своих учеников. «Большая заслуга моего успеха в том, что я умею заметить, когда ученику трудно. И поэтому ни один ученик моего класса не попадает в отстающие. Стоит оставить ученика с трудностями, как они станут нарастать и в конечном итоге приведут к неспособности учиться. Глаз учителя прибавляет знаний ученику».
Третий. Высокие результаты в обучении других очень радуют и делают преподавательский труд радостным.
Чтобы эти три момента имели место, надо много трудиться над собой, разрабатывать свой метод обучения и помнить: «Плохой педагог учит истине. Хороший учит ее находить» (А. Дистервег).
Важно ориентироваться на признаки, которые имеют место в профессиографии
1. Вы идете на работу с удовольствием.
2. Выполняя работу, вы заряжаетесь внутренней энергией.
3. Вы ощущаете полезность своего труда, знаете, что он высоко ценится в обществе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.