4. Вы испытываете гордость, когда рассказываете о своей работе другим.
5. Вы уважаете своих коллег и восхищаетесь ими.
6. Вы смотрите в будущее с оптимизмом.
Определение своих собственных желаний и наклонностей должно проходить до поступления в университет, а на первом курсе должно быть их подкрепление посредством проведения специальной диагностики, особенно на практических занятиях.
Секрет успешной карьеры как раз и состоит в том, чтобы найти такое занятие, которое доставляет как можно больше радости. Очень немногим счастливчикам удается проникнуть в эту тайну в самом начале трудного пути; большинство же попадают в своего рода психологическую ловушку и оказываются на перепутье трех дорог: чем мы можем заниматься; чем, по мнению окружающих, нам следует заниматься; чем нам бы хотелось заниматься на самом деле. Задумайтесь над тем, к какому типу личности вы принадлежите, и сделайте выбор.
Определение своего типа личности — это обязательное содержание практического занятия по курсу «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Диагностика черт и типа личности может быть проведена на основе исследований ученых Российского государственного профессионально-педагогического университета, проведенных под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Э.Ф.Зеера.
Главное — это готовность студента к качественной работе в процессе учебно-профессиональной деятельности, а затем перерастание ее в систематическое самосовершенствование в процессе [самостоятельной практической деятельности. Профессиональная карьера предполагает постоянное повышение собственной конкурентоспособности и расширение собственной горизонтальной карьеры.
Известно из практики, что можно быть долгое время хорошим преподавателем или мастером, но стать плохим директором профессионального училища. Самое главное, на наш взгляд, продвигаться по служебной лестнице так, чтобы при этом педагог всегда оставался компетентным. Некомпетентность — это свидетельство того, что человек занял не свое место, принимая неправильное решение занять более высокую должность. Всегда нужно соизмерять свои возможности с теми профессиональными задачами, которые нужно будет исполнять. Профессиональная карьера никогда не связана с погоней за быстрыми личными успехами, корыстным стремлением выдвинуться. Это всегда заслуженное вознаграждение за личностные и профессиональные достижения.
В условиях рыночной экономики и отсутствия положительных профессиональных мотивов педагог может стремиться любой ценой получить в месяц как можно большую заработную плату, и тогда можно говорить не столько о карьерных замашках человека, Сколько о его стремлении стать богаче в финансовом плане.
Профессиональная карьера — это понятие, которое изучают еще в общепрофессиональной школе в связи с наличием в учебном плане дисциплины «Твоя профессиональная карьера». Это курс, который знакомит учащихся как с технологией, так и психологией карьеры в рамках профессионального самоопределения учащейся молодежи.
2. Специфика карьеры педагога профессиональной школы
Появление в начальной профессиональной школе аттестации педагогических работников в связи с принципиально иным подходом к организации профессионального образования, стремление педагогов-практиков стать кандидатами или докторами наук и реальная возможность добиться этого позволили говорить о специфике профессиональной карьеры педагога профессиональной школы (училища, лицея, колледжа, вуза).
Желание педагога продвигаться по служебной лестнице, стремление его работать над собой можно зафиксировать в виде рисунка 9. Если условно представить человеческую жизнь (имея в виду только работоспособный возраст) за единицу, то можно условно выделить и количественно охарактеризовать возможные периоды продвижения по служебной лестнице.
21 — 25 лет — I период дополнительного обучения (после окончания вуза);
25 — 28 лет — II период поиска своего профессионализма и мастерства;
28 — 35 лет — III период пробы своих возможностей;
35 — 45 лет — IV период закрепления, завоеваний и достижений, поиск новых, более перспективных должностей;
45 — 50 лет — V период взлета по служебной лестнице;
50—55 лет — VI период подкрепления взлета по служебной лестнице;
55 — 70 лет — VII период имитации подкрепления бывшего взлета по служебной лестнице.
Условное разделение процесса продвижения педагога по служебной лестнице на 7 периодов основывалось на изучении профессиональной биографии преподавателей и мастеров произвол-
производственного обучения Оренбургской и Свердловской областей, а даже на анализе проведенных бесед с руководителями профессиональных образовательных учреждений этих регионов, преподавателей и мастеров производственного обучения.
В профессиональном училище, лицее можно продвинуться по Служебной лестнице от преподавателя, мастера производственного обучения до заместителя директора или директора. При достижении этой вершины педагог профессионального обучения получает возможность быть руководителем государственного или частного образовательного учреждения, в котором могут работать от |50 до 1 800 —2 ООО профессионально-педагогических работников и |от 5 до 25 — 30 человек вспомогательного персонала.
Продвижение в учебном центре службы труда и занятости чаще всего связано с наличием в нем вакантных должностей. На .Предприятиях, в отделах подготовки кадров квалификация «педагог профессионального обучения» пока многим непонятна. Отсюда и сложности с продвижением по месту работы человека, который имеет высшее профессионально-педагогическое 'Образование.
Если выпускник высшей профессионально-педагогической школы имеет диплом с отличием, то он может сразу поступить в очную аспирантуру по технологическим или психолого-педагогическим научным специальностям.
На научном поприще может быть следующая картина:
1) 23 — 28 лет — обучение в аспирантуре, соискательство;
2) 28 — 37 лет — работа в высшей школе доцентом, заведующим кафедрой (при наличии ученой степени кандидата наук);
3) 37 — 40 лет — обучение в докторантуре;
4) 40 — 50 лет — работа профессором, заведующим кафедрой, научно-исследовательской структурой. Может быть предложено руководство институтом (при наличии ученой степени доктора наук и ученого звания — члена-корреспондента);
5) 50— 75 лет — работа в научных и учебных структурах, подготовка серии книг и монографии, подготовка «учеников» — кандидатов и докторов наук, выдвижение в действительные члены какой-либо государственной или общественной академии.
Любые изменения в профессиональном плане связаны с личностными новообразованиями. Сделать карьеру — значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения (В. А. Поляков).
Поскольку в государственных образовательных учреждениях ставки руководителей и профессионально-педагогических работников связаны с единой тарифной квалификационной сеткой, то можно лишь говорить о различиях в оплате педагогического труда (рис. 10). На рис. 10 изображены разряды с 7-го по 11-й, категории — II, I,
высшая (12-й, 13-й, 14-й разряды), доплаты за ученые степени — кандидата и доктора наук (15— 16-й разряды).
В частных профессиональных образовательных учреждениях обычно прибылью распоряжается руководитель. Он назначает и заработную плату, размер которой зависит от ситуации на рынке образовательных услуг.
Выпускник профессионально-педагогического вуза может направить свои усилия и на достижения успехов в продвижении по технологической части, приобретенной профессионально-педагогической профессии, работая инженером, экономистом, юристом, дизайнером на государственном или частном предприятии, фирме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.