Транспортные и технологические машины имеют тяжёлые условия эксплуатации, что объясняется характером механических воздействий, которые велики по модулю, имеют знакопеременный характер и зачастую сложную траекторию приложения усилия. Работа машин в зимнее время при низких температурах влечёт за собой появление большего количества дефектов, чем при работе в летнее время. Окружающая среда создаёт сложные климатические условия для эксплуатации строительной и дорожной техники. Кроме того, большинство узлов и агрегатов работают на открытом воздухе. Повышенная влажность и запылённость оказывают коррозионное и абразивное воздействие. В соответствии с тем, что в наличии имеется большое количество машин, отслуживших свой амортизационный срок службы, это ведёт к большому количеству их отказов.
Назовём существенным отказом экскаватора, такую его неисправность, при наличии которой работа экскаватора невозможна. Обозначим вероятность отказа i-ого экскаватора через Q(i). Тогда при наличии на эксплуатационном участке N экскаваторов общая вероятность неисправности парка
Q =  Q(i)
Q(i)  .                                                                         (2.7)
.                                                                         (2.7)
При достаточно больших N и Q(i) вероятность неисправности будет велика.
Для предотвращения таких ситуаций необходимо использовать мероприятия по повышению надежности машин:
- периодические осмотры (визуальная диагностика). Ежесменные осмотры машин;
- необходимо иметь запас деталей, наиболее подверженных износам или повреждениям, а также дежурную ремонтную бригаду и соответствующие инструменты (приспособления) для оперативной замены повреждённых узлов и деталей;
- необходима разработка и применение средств автоматизации контроля и технических устройств оперативной дефектоскопии, для повышения ОИ.
Третья мера, повышающая надёжность не развивается из-за того, что недостаточно проработаны методики обнаружения дефектов, физические принципы дефектоскопов и их конкретной реализации. Некоторые детали машин имеют сложную форму, большие габариты, труднодоступны для контроля или находятся в загрязнённом состоянии.
Ещё одна причина недостаточной эффективности средств технического диагностирования – морально устаревшие технические устройства. Разработка и запуск в серию технических средств диагностирования, создание и аттестация новых методик требуют значительных капиталовложений, больших трудозатрат и окупаются сравнительно медленно.
Наконец, причина задержки в использовании технических средств диагностирования – отсутствие квалифицированных кадров. Необходима подготовка специалистов трёх уровней: операторов, техников, инженеров.
Оценка диагностических операций для снижения энтропии в данной работе было рассмотрена на примере оценки технического состояния экскаватора ЭО-4124. Было принято допущение, что причиной отказа экскаватора ЭО-4124 может быть равновероятное появление дефекта в трёх элементах машины - двигатель, гидравлическая система, механическая система.
Рассмотрен двигатель экскаватора, он, в свою очередь, разделён на три узла, которые в равной степени могут быть причиной его отказа. Причиной отказа каждого узла может быть появление дефекта в трёх сборочных единицах с вероятностью безотказной работы Р(t) = 0,9. Здесь условно неучтено количество одинаковых деталей и не указан ряд элементов. Результаты расчёта представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Расчет энтропии для основных элементов экскаватора ЭО-4124
| Параметры | ||||
| Иерархические уровни экскаватора ЭО-4124 | Количество элементов системы n | Вероятность безотказной работы Р (t) | Информативность J, бит | Энтропия Н, бит | 
| Экскаватор | 1 | 4,104 | 4,755 | |
| Элементы (двигатель) | 3 | 1,368 | 3,17 | |
| Узлы (КШГ, ЦПГ…) | 9 | 0,456 | 1,585 | |
| Детали (клапан, поршень) | 27 | 0,9 | 0,152 | 0 | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.