Повышение надежности парков машин путем применения технического диагностирования. Управление технической системой, страница 5

ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

2.1. Основные положения технического диагностирования

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПАРКОВ МАШИН ПУТЕМ

ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

Техническая диагностикаэто процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью без разборки.

Диагностика позволяет решить следующие задачи:

- проверить работоспособность машины;

- установить правильность работы ее элементов (исправность);

- осуществить поиск отказов и неисправностей;

- получить информацию для прогнозирования проведенных работ по ТО или ремонту;

- определить объем работ при ТО или текущем ремонте машины.

Как говорилось выше, каждая машина имеет определенную структуру – комплекс совместно работающих деталей. Структура характеризуется взаимным расположением деталей, их взаимодействием и т.п. и определяет совокупность характеристик машин. Структура определяется значением параметров. Те из них, которые непосредственно характеризуют работоспособность машины, называются структурными или основными, параметрами. К ним относятся зазоры и натяги в сопряжениях, размеры деталей износы и т.п. Они, как правило, недоступны измерению без разборки узла или агрегата. Об их знаниях можно судить по качественным признакам технического состояния – вспомогательным параметрам, или параметрам сопутствующих процессов, характеризующим исправность машины или агрегата (шум, вибрация, дымление и т.п.).

Для определения технического состояния машины пригодны те параметры основных рабочих и сопутствующих процессов, которые могут быть измерены без ее разборки. Такие параметры называются диагностическими симптомами.

В качестве диагностических симптомов могут служить параметры:

- выходные или функциональные (мощность двигателя, подача насоса, расход топлива или электроэнергии и т.п.);

- герметичности сопряжений (максимальное давление, создаваемое гидронасосом, количество газов, прорывающихся в картер, угар масла и т.п.);

- рабочих процессов (температура воды и масла, степень сжатия рабочей смеси в двигателе и т.п.);

- сопутствующих процессов (шум, вибрация, изменение концентрации продуктов износа в масле, состав выхлопных газов, нагрев подшипников и т.п.).

Состояние элементов машины и машины в целом определяется путем последовательных проверок. Совокупность проверок, достаточная для выявления всех заранее заданных различных состояний машины, называется  минимальным диагностическим тестом. Существует много методов разработки таких тестов. В ряде случаев для этого необходима ЭВМ, в других – задача решается вручную. Минимальный тест позволяет резко уменьшить число необходимых проверок.

2.2. Информативность системы в управлении надежностью машин

Принятие управленческих решений по использованию парков транспортных и технологических машин в условиях отсутствия достаточной информации о техническом состоянии парков машин весьма затруднительно. Подход к паркам машин как к сложной технической системе делает необходимым использование количественной оценки информации процесса оперативного управления их эксплуатационной надежностью.

Для эффективного управления техническим состоянием парков транспортных и технологических машин с использованием количественной информации целесообразно использование универсального показателя, определяющего информативность системы - энтропии.

Энтропия – мера неопределенности некоторой ситуации или количественная оценка полноты информации о системе. Энтропия Н  является мерой свободы выбора или неопределенности состояния объекта управления. В теории информации при двух равновероятных исходах энтропия и информация измеряется в битах (бит - количество информации, равное логарифму 1/Р при основании логарифма 2, т.е. 1 бит содержит в себе информацию правильного выбора одного из двух равновероятных состояний) [7].

 


Рисунок 2.1 – Функционально-структурная схема парка машин