Основные положения по проектированию производственных зданий и выбору компоновочных решений. Классификация промышленных зданий

Страницы работы

Содержание работы

4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И ВЫБОРУ

 КОМПОНОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ.

4.1. Классификация промышленных зданий.

В зависимости от многообразия влияющих факторов и требований к современным промышленным зданиям их классифицируют:

-  по функциональному назначению;

-  по пожарной безопасности;

-  по количеству пролетов и этажей;

-  по форме здания в плане и другим показателям.

По функциональному назначению промышленные здания подразделяются на производственные, обслуживающие и вспомогательные.

Производственные здания предназначены для выпуска готовой продукции, комплектующих изделий или полуфабрикатов.

В обслуживающих зданиях размещаются энергетические, складские, транспортные и другие службы ремонтного предприятия.

К вспомогательным относятся: здания заводоуправления, бытовые и подсобные помещения, столовая и медицинский пункт.

В соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) производственные здания классифицируют на четыре класса. Каждому классу производственных зданий соответствует определенная долговечность:

-  здания I класса имеют срок службы более 100 лет;

-  здания II класса имеют срок службы более 50…100 лет;

-  здания III класса имеют срок службы более 20…500 лет;

-  здания IV класса для них долговечность не нормируется.

По количеству пролетов производственные здания разделяются на однопролетные и многопролетные.

Однопролетные здания целесообразно принимать с шириной пролета не более 24 м.

Многопролетные (двух-, трех пролетные и т.д.) проектируются с шириной пролета от 12 до 24 м.

Как правило, производственные здания ремонтных предприятий проектируются многопролетными, что обеспечивает рациональное соотношение длины и ширины.

По этажности производственные здания классифицируются на одноэтажные, многоэтажные и комбинированные.

Производственные здания ремонтных предприятий чаще проектируются одноэтажными. Вспомогательные здания, как правило, проектируются многоэтажными, как отдельно стоящие, или в комбинации с производственными зданиями.

По форме в плане производственные здания могут быть прямоугольной; Г-образной; Т-образной и др. формы. Наибольшее распространение получили здания прямоугольной формы. Производственные здания ремонтных предприятий, имеющие форму отличную от прямоугольной, получены в результате реконструкции с целью повышения производственной мощности, или решения других задач.

По пожарной безопасности все здания и сооружения в зависимости от предела огнестойкости строительных конструкций подразделяются на пять степеней, см. раздел «Охрана труда, санитарные и противопожарные требования при проектировании ремонтных предприятий».

4.2. Строительные требования: некоторые понятия и определения

Пролет промышленного здания – это расстояние между опорами несущих конструкций, перекрываемое балками, фермами и другими конструкциями.

Ширина пролета различается как расчетная и в свету. Расчетная ширина пролета  Lм,  есть расстояние между осями опор и других несущих конструкций рис. 13. Ширина в свету – это расстояние между внутренними гранями несущих опор.

Рис. 13. Определение оптимальной ширины и высоты производственного корпуса для ремонта автомобилей:

Н – минимально необходимая высота здания; h – максимальная высота подъема крана электротельфера; h1 – необходимая высота подъема наибольшего объекта при монтаже; h2 – габаритный размер объекта по высоте; h3 – максимальная высота машины; h4 – расстояние от нижней полки кран-балки до фермы; h5 – минимально необходимое расстояние от машины до нижней полки кран-балки; L – ширина пролета, минимально необходимая для обеспечения технологического процесса; L1 – длина автомобиля; L2 – расстояние от автомобиля до противоположной колонны; t – длина строп; l1 – расстояние от колонны здания до края машины

Высота пролета Нм – это расстояние от поля до нижней точки строительной конструкции перекрытия, или до нижней выступающей части верхнего перекрытия.

Несущие опоры или колонны на строительных планах обозначаются пересечением осевых линий, называемых разбивочными осевыми линиями.

Сетка колонн – система продольных и поперечных осей.

Шаг колонны – расстояние между поперечными разбивочными осями. Поперечные разбивочные оси на строительных планах обозначаются слева направо арабскими цифрами, заключенными в круг  (рис. 14).

Рис. 14. Примеры изображения схематических планов зданий:

а – двухпролетного; б – четырехпролетного с поперечным пролетом; 1 – колонна; 2 – продольная разбивочная ось; 3 – поперечная разбивочная ось; т.ш. – температурный шов

Продольные разбивочные оси обозначаются буквами русского алфавита по порядку снизу вверх. Расстояние между продольными разбивочными осями является пролетом. Основные конструктивные элементы промышленного здания приведены на рис. 15.

Похожие материалы

Информация о работе