Основные положения по проектированию производственных зданий и выбору компоновочных решений. Классификация промышленных зданий, страница 2

Рис. 15. Пролеты и конструктивные элементы зданий с полным каркасом:

а – крановые пролеты; б - бескрановые пролеты со скатной кровлей и светоаэрационными фонарями; в – бескрановые пролеты с плоской кровлей и световыми плафонами; 1 – фундамент; 2 – бетонная подготовка; 3 – стяжка; 4 – покрытие пола; 5 – колонны; 6 – стеновые панели; 7 – подкрановая балка; 8 подстропильные фермы; 9 – стропильные фермы; 10 – крупнопанельный настил; 11 – стальная рама фонаря

Длина пролета обычно определяется длиной разборочно-сборочной технологической линии и выбирается на основе планировки оборудования всех цехов и участков, расположенных вдоль пролета с учетом поперечных проходов и различных коммуникаций.

Общая длина пролета должна быть кратной шагу колонн  tм,  который принимается равным 6 м. Если длина пролета оказывается некратной шагу колонн, то вводится необходимая коррекция в компоновочный план предприятия с целью увеличения или уменьшения длины здания.

При окончательном выборе ширины, длины и высоты пролетов необходимо руководствоваться следующими параметрами: на каждого работающего в пролете (в здании) должно быть не менее 4,5 м2 производственной площади и не менее 15 м3 объема здания.

Единая модульная система (ЕМС) введена в целях унификации, типизации и стандартизации элементов промышленных зданий, конструкций, оборудования, отдельных деталей и части строительных изделий. В качестве модуля (М) единой модульной системы принята величина 100 мм. Можно так же встретить укрупненные и дробные модули, например, укрупненный модуль получают увеличением М в целое число раз: 2М=200 мм; 3М=300 мм; 10М=1000 мм. Дробный модуль получают делением М на кратный делитель: ½ М=50мм; 1/10М=10мм и т.д. все размеры элементов здания принимаются кратными установленному модулю.

Размеры ширины, высоты пролетов, шага колонн крупных конструкций принимаются с учетом укрупненного модуля.

Малые размеры сечений колонн, балок и других строительных изделий или деталей принимаются на базе дробного модуля.

На основе ЕМС для одноэтажных производственных зданий ремонтных предприятий нормами технологического проектирования установлены основные технологические характеристики, таблица 28.

Таблица 28

Основные параметры пролетов зданий ремонтных предприятий и производственно-технических баз

Ширина

пролета, м

Высота

пролета, м

Шаг колонн, м

Тип ремонтного и

ремонтно-обслуживающего предприятия

наружных

внутренних

Предприятия с бескрановыми зданиями и зданиями с подвесным подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью 0,5-5,0 т

18 и 24

8,4; 9,6; 10,8

6 (12)

12

Заводы и мастерские для ремонта тракторов и тягачей, землеройных машин, автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. Станции технического обслуживания машин.

18

7,2; 8,4; 9,6; 10,8

6 (12)

12

Заводы и мастерские для ремонта тракторов класса 14 кН, экскаваторов на пневмоходу с емкостью ковша до 0,5 м3, станции технического обслуживания указанных типов машин и автомобилей типа ГАЗ и ЗИЛ.

18

6,0; 7,2; 8,4; 9,6

6 (12)

12

Заводы и мастерские по ремонту автотракторных двигателей и других элементов силовых агрегатов и трансмиссий, металлорежущего и другого технологического оборудования.

12

4,8; 6,0; 7,2; 8,4

6 (12)

12

Цехи и участки по ремонту гидросистем, топливной аппаратуры, электрооборудования, восстановления и изготовления деталей.

6…9

3,6; 4,2; 4,8; 6,0

6

6

Гаражи, пристройки к производственным корпусам.

Предприятия с мостовыми кранами грузоподъемностью 50…50 т

18

8,4; 9,6; 10,8

6 (12)

12

Ремонт тракторов, тягачей класса 100 кН и более, экскаваторов с емкостью ковша более 0,5м3, автоскреперов, автогрейдеров. Станции технического обслуживания большегрузных автомобилей и строительных и путевых машин.

18 и 24

8,4; 9,6; 10,8; 12,6; 14,4

6 (12)

12

Заводы и мастерские по ремонту путевых машин тяжелого типа (СМ-2; ЩОМ; ВПР; ВПРС; УК и др.). Станции технического обслуживания путевых, строительных машин, тягачей тракторов и большегрузных автомобилей.