1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
1.1. Анализ особенностей функционирования автоматизированных систем управления в условиях воздействия социально-психологических факторов
Автоматизированные системы управления (АСУ) объединения РКО всех уровней представляют собой специфические системы "человек-машина" (СЧМ) военного предназначения. Необходимость учета человеческого фактора определяется значимостью задач, решаемых стратегическими оборонительными системами РКО, а также "ценой ошибки", ролью и местом человека при решении этих задач.
С ростом степени автоматизации и сокращением численности специалистов непрерывно возрастает роль каждого оператора в выполнении общей боевой задачи. Характер задач, возлагаемых на человека-оператора, свидетельствует о том, что непрерывное и надежное функционирование АСУ объединения РКО обеспечивается дежурными сменами (ДС) подразделений КП всех уровней. Именно через дежурные смены командир (оперативный дежурный) осуществляет руководство применением систем вооружения.
По данным международных федераций недостатки в учете возможностей специалистов являются причинами происшествий и аварий (в авиации до 74%, на флоте до 80%, в зенитных ракетных системах до 40%) и снижения на 20-30% надежности функционирования управляемых человеком систем [9, 23].
Опыт несения дежурства, командно-штабных учений в частях РКО, анализ литературы [5,13,20] показывает, что в условиях воздействия противника на ДС возрастает влияние ряда факторов (рис.1.1).
Кроме того, управление силами и средствами РКО осуществляется в реальном масштабе времени, поэтому и деятельность операторов протекает в рамках жестких временных ограничений, нередко на пределе их физических и интеллектуальных возможностей.
Коллективный характер деятельности по поддержанию в боевой готовности к боевому применению средств системы РКО выдвигает на первый план требования, связанные с формированием сплоченных ДС, способных слаженными действиями обеспечить выполнение боевой задачи. Качество подготовки ДС определяется уже не только и не столько характеристиками отдельных специалистов, сколько особенностями их взаимодействия между собой, психологической совместимостью, сработанностью и организованностью, распределением функций между ними, психологической структурой малых групп и т.д. Показателем качества подготовки ДС к выполнению задач является сплоченность на уровне деятельностно-целевого единства группы [5].
Рис.1.1. Факторы, влияющие на качество операторской деятельности в условиях воздействия противника
Анализ исследований характера взаимосвязи сплоченности ДС и значения обеспечиваемой им готовности технических средств [5,15,20] показывает, что от уровня выраженности в расчете данного психологического феномена в значительной степени зависит прогнозируемая и реальная эффективность совместного выполнения профессиональных задач не только в экстремальных, но и в обычных условиях.
Так как заданный уровень готовности АСУ определен жесткими границами, а выбор периодов подготовки смен обусловлен нормативными требованиями обеспечения их нормальной работы, то снижение уровня сплоченности дежурных смен приводит к снижению готовности АСУ в целом [5].
Вместе с тем чрезвычайно сложные социально-экономические перемены в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали ранее существовавшие убеждения и взгляды. Резко упавший престиж воинской службы, необеспеченность гарантий социальной защиты, социальная нестабильность внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние военнослужащих. По данным исследований, выполненным в Финансовой академии, среди офицеров доля военнослужащих, ежегодно увольняющихся из рядов ВС и не выслуживших положенные сроки в процентах составила: в 1992 г. - 47%; а в 1995 г. - 80% [6]. По данным опросов 25% офицеров указали, что из-за бесперспективности проблема служебной карьеры не имеет для них особого значения.
В настоящее время наблюдается снижение творческой активности военнослужащих. Почти половина опрошенных офицеров отмечает, что выполняет лишь необходимый минимум должностных обязанностей , на 30% увеличилось количество военнослужащих, склонных к суицидальным действиям [31], 97% военнослужащих недовольны заботой государства о ВС [31].
На рис.1.2 показана доля ДС с высоким уровнем сплоченности, способных с высоким качеством решать задачи боевого дежурства.
Доля ДС с высоким уровнем сплоченности, %
%
100-
*
*
50 -
*
* *
*
1994 1995 1996 1997 1998 1999 год
Рис.1.2. Доля ДС с высоким уровнем сплоченности
Существующее положение дел усугубляется неясностью и субъективно ощущаемой бесперспективностью проходящего ныне реформирования армии, приводящего в условиях острого экономического кризиса скорее к ее разрушению, чем к воссозданию на новой профессиональной основе.
В высших военно-учебных заведениях наблюдается увеличение процента отчисления курсантов по причине нежелания служить в ВС, ухудшение успеваемости и состояния воинской дисциплины.
Изменение уровня жизни оказывает определяющее воздействие на степень удовлетворенности военнослужащих своим материальным положением и в совокупности с другими материальными, социальными и духовными факторами приводят к снижению уровня их морально-психологической готовности.
Все эти негативные факторы в скором времени могут привести к полной утрате боевой готовности частей и соединений РКО в виду отсутствия сплоченных ДС, способных по своим характеристикам выполнять задачи боевого дежурства.
Таким образом, повышение качества подготовки специалистов в условиях негативного воздействия социально-психологических факторов является актуальной задачей.
В настоящей работе данная задача решается на
основе применения новых информационных технологий в процессе выбора
рациональной структуры и состава автоматизированной системы сбора и анализа
социально-психологической информации о состоянии воинских коллективов.
1.2. Применение новых информационных технологий в процессе управления социально-психологическим состоянием воинских подразделений
Одним из главных направлений повышения качества подготовки дежурных смен и учебных коллективов ВУЗов является совершенствование системы управления подготовкой воинских коллективов.
Основной целью системы управления подготовкой воинских коллективов является совершенствование подготовки подразделений для успешного выполнения ими должностных и специальных обязанностей [14]. Данная цель содержит следующие подцели (рис.1.6).
Рис. 1.6. Цели управления воинскими коллективами
Задача управления воинским коллективом представляет собой совокупность организованно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых органами управления, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения [30]. Структура задач управления воинскими коллективами представлена на рис.1.7.
ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
ВОИНСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.