Общая характеристика проблемы социально­психологического обеспечения процесса подготовки воинских коллективов, страница 2

                                                      организация 

    формирование             организация                учебно-   

    подразделений           службы  войск           воспитательного

                                                       процесса   

         профессио-             обеспечение            планирование

         нальный                 воинской                         

          отбор                 дисциплины                 У В П    

        комплектова-           организация              организация 

        ние воинских           твердого                         

        коллективов            внут.порядка                И В Р    

         отбор и               организация              развитие ПСП

       назначение              караульной и             индивида и 

       кандидатов              внутр.службы             коллектива 

       на сержант.     

        должности        

                               обеспечение             обеспечение

                               безопасности             условий для 

                               воен.службы              реализации  

                                                         ПСП     

   Рис.1.7. Задачи управления воинскими коллективами

Успешное выполнение указанных задач  возможно  при  условии постоянного совершенствования процесса подготовки воинских коллективов с учетом динамики изменения и развития средств вооруженной борьбы и условий их применения. В свою очередь наиболее важным компонентом этого процесса  является  руководство воинскими коллективами [13].

Под руководством воинскими коллективами понимается сознательное регулирование всех социальных  процессов  в  коллективе, которые  направлены  на достижение целей формирования сплоченных коллективов,  отвечающих всем предъявляемым  к  ним  квалификационным требованиям. Содержанием руководства воинскими коллективами является формирование психолого-педагогических  воздействий  на  эти коллективы  и  их членов с целью более полного включения операторов  в  деятельность, выработки  осознанного и активного поведения,  всестороннего развития личности и коллектива в целом, ликвидация предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций [10].

Для успешного  руководства  воинскими коллективами и решения всего комплекса возникающих при этом задач разработана специальная система социально-психологического  обеспечения.  Эта  система обеспечивает анализ индивидуальных качеств операторов, оценку социально-психологического климата в коллективах, изучение условий,  в которых осуществляется  процесс подготовки коллектива, исследование путей повышения его эффективности, определение методов и средств управления  процессом подготовки, выдачу предложений  и  рекомендаций  по формированию управляющих воздействий на коллективы и оценку эффективности этих воздействий [12].

На основе  стратометрической  концепции анализа межличностных отношений в малой группе [27] с использованием для диагностики СПХ методов нечеткой  социометрии  и  референтометрии  в трудах И.П.Горелова и С.А.Багрецова [4] определена структура системы социально-психологического обеспечения (СПО) руководства воинскими коллективами (рис.1.8).

Наиболее важными задачами социально-психологического  обеспечения являются развитие психологического и социального потенциала (ПСП) индивида и коллектива в целом,  обеспечение социально-психологических условий  для  реализации  этого потенциала  с целью повышения продуктивности деятельности коллективов [4].  Структура задач СПО представлена на рис.1.9.

Автоматизация решения социально-психологических задач не является самоцелью или  данью  моде. Это необходимое условие исключения ошибок в управлении групповой деятельностью операторов, вызванных с одной стороны, сложностью и многократностью решаемых задач, недостатком информации и времени для анализа, а с другой - отсутствием должного опыта руководителей. В подтверждение сказанному можно привести пример, основанный на анализе временных характеристик  использования методики ДМО в ручном и автоматизированном вариантах для решения задачи анализа СПХ учебных групп курсантов. Такой анализ проведен в работе [4] и представлен в табл.1.1.


                                                    Оценка эффек-

                                                    тивности де- 

                                                     ятельности  

      Группа уп-        Подсистема           Орган 

      равления          оценки эф-         управления    

                        фективности 

                        управления  

                   Подсистема СПО профессионального

                        отбора специалистов

         с          Подсистема      Подсистема выработ-

         б          диагности-      ки рекомендаций по 

         о            ки            управляющему воз- 

         р                         действию     

         а 

     П    

     О   и 

     Д                 Подсистема СПО комплектования 

         о                  групп управления          

     С   б

         р 

     И   а         Подсистема СПО адаптации специалистов

         б            к условиям деятельности         

     С   о 

         т 

     Т   к          Подсистема СПО формирования морально-

         и          психологических характеристик индиви-

     Е              дов и коллектива в целом           

     М

         и  

     А   н          Подсистема СПО непрерывной подготов-