ф ки специалистов
о
р
м Подсистема СПО решения кадровых за-
а дач
ц
и
и
Подсистема текущего Практическая деятель-
СПО аттестования ность в системе управ-
специалистов ления
Рис. 1.8 . Структура системы социально-психологического обеспечения
руководства малыми группами
Основные операции процесса исследования |
Ручной вариант(мин) |
Автоматизированный вариант (мин) |
Экономия времени |
Опрос |
240-270 |
60-80 |
180-190 |
Тех. обработка |
480-600 |
до 5 |
475-595 |
Формирование характеристик |
360-400 |
до 3 |
357-397 |
Выработка практических рекомендаций для пользователя |
180-200 |
180-200 |
0-0 |
ИТОГО |
1260-1470 |
248-288 |
1012-1182 |
В данном случае автоматизация процесса сбора, обработки и анализа информации, реализованная на базе ПЭВМ в качестве автоматизированной подсистемы определения типа преобладающего стиля межличностного общения, расширяет возможности оперативного решения задач социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Однако, как показывает практика, средства автоматизации применяются, в основном, на этапах обобщения и обработки информации, формирования выходных документов. Конечный пользователь не имеет знаний о способах использования вычислительных средств для решения его задачи. Посредниками между ним и ЭВМ выступают системный аналитик и программист (офицеры НИЛ, ЛВТ). Опрос респондентов проводится методом анкетирования, а затем аналитик последовательно вводит данные в ЭВМ. Результаты сравнительного анализа временных характеристик этапа опроса респондентов методом анкетирования с последовательным вводом информации и методом тестирования на оборудованных рабочих местах при решении различных задач представлены на рис.1.10.
Практика показывает, что полученные результаты могут не удовлетворять пользователя, после чего он должен внести необходимые коррекции в постановку задачи, получить и оценить новые результаты и т.д., пока не получит данные, необходимые ему для принятия решения о воздействии на объект управления. Однако, при традиционной технологии использования средств автоматизации внесение изменений требует нового привлечения программистов и системных аналитиков, что влечет за собой значительные временные и материальные затраты, особенно если обслуживаются несколько пользователей.
t(мин)
270
150
120
100
80
30
20
17
15
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
анкетирование тестирование
Рис.1.10. Временные характеристики этапа опроса респондентов при решении задач СПО
Следует учитывать и тот факт, что прикладное программное обеспечение компонуется из относительно независимых программных подсистем, каждая из которых предназначена для решения определенных задач. Очевидные технико-экономические соображения заставляют строить эти программные подсистемы как универсальные в рамках решаемых ими задач [26]. Например, система социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса должна быть приемлемой для решения задач управления дежурными сменами различных войсковых частей объединения РКО. Для того чтобы учесть специфику применения в конкретной войсковой части, при проектировании системы необходимо предусматривать средства ее адаптации, ориентированные на конечных пользователей и программистов.
Сопровождение системы СПО выполняется на протяжении всего ее жизненного цикла. Процесс сопровождения требует такого же количества ресурсов, как и разработка программы. В частности [26], удваивается число специалистов по программному обеспечению, обслуживающих заявки пользователей. Однако, потребности в таких специалистах не всегда могут быть реально удовлетворены.
Таким образом, возникает необходимость изменения технологии обработки информации при решении задач социально-психологического обеспечения процесса подготовки воинских коллективов.
Новая технология обработки информации, охватывающая весь процесс решения задачи и предусматривающая непосредственное участие конечного пользователя на всех этапах решения, предъявляет качественно новые требования как к общей организации социально-психологического обеспечения, так и к функциям отдельных звеньев АСУ объединения РКО [26]:
а) решение любой задачи социально-психологического обеспечения должно рассматриваться как представление потребителю по его запросу нужного знания, удовлетворяющего некоторой спецификации на знание, содержащейся в запросе. В качестве потребителя может выступать либо субъект управления, либо любая подсистема СПО;
б) информационная потребность определяется как отсутствие у потребителя информации, необходимой для решения подзадачи в составе общей задачи. Информационная потребность одного потребителя служит основой формулирования подзадачи для других подсистем СПО (а также и субъектов управления в составе СЧМ), которые потенциально способны решить эту подзадачу. Субъект управления трактуется как некоторый конечный потребитель, информационные потребности которого инициируют работу всех остальных подсистем;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.