Общая характеристика проблемы социально­психологического обеспечения процесса подготовки воинских коллективов, страница 3

         ф          ки специалистов                            

         о 

         р 

         м          Подсистема СПО решения кадровых за- 

         а          дач                                          

         ц        

         и                                               

         и

                  Подсистема текущего          Практическая деятель-

                  СПО аттестования             ность в системе управ-

                  специалистов                  ления                

Рис. 1.8 . Структура  системы социально-психологического обеспечения

           руководства малыми группами



Таблица 1.1

Основные операции процесса исследования

Ручной вариант(мин)

Автоматизированный вариант (мин)

Экономия времени

Опрос

240-270

60-80

180-190

Тех. обработка

480-600

до 5

475-595

Формирование характеристик

360-400

до 3

357-397

Выработка практических рекомендаций для пользователя

180-200

180-200

0-0

ИТОГО

1260-1470

248-288

1012-1182

В данном случае автоматизация процесса сбора, обработки и анализа информации, реализованная на базе ПЭВМ в качестве автоматизированной подсистемы  определения типа преобладающего стиля межличностного общения,  расширяет возможности оперативного решения задач социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Однако, как показывает практика, средства  автоматизации применяются, в основном, на этапах обобщения и обработки информации, формирования  выходных документов.  Конечный пользователь не имеет знаний о способах использования вычислительных  средств для решения  его задачи.  Посредниками между ним и ЭВМ выступают системный аналитик и программист (офицеры НИЛ,  ЛВТ). Опрос респондентов проводится методом  анкетирования, а затем аналитик последовательно вводит данные в ЭВМ. Результаты сравнительного анализа  временных характеристик этапа опроса респондентов методом анкетирования с последовательным вводом информации и методом тестирования на оборудованных рабочих местах при решении различных задач представлены на рис.1.10.

Практика показывает,  что  полученные  результаты  могут не удовлетворять пользователя,  после чего он должен внести необходимые коррекции в постановку задачи,  получить и оценить новые результаты и т.д.,  пока не получит данные, необходимые ему для принятия решения о воздействии на объект управления. Однако, при традиционной технологии использования средств автоматизации внесение изменений требует нового привлечения программистов и системных аналитиков,  что влечет за собой значительные временные и материальные  затраты, особенно если обслуживаются несколько пользователей.

  t(мин)

270

150

120

100

80

30

20

17

15

                 1 2  3 4  5      1  2 3 4  5

            анкетирование     тестирование

Рис.1.10. Временные характеристики этапа опроса респондентов при решении задач СПО

Следует учитывать  и  тот факт,  что прикладное программное обеспечение компонуется из относительно независимых  программных подсистем, каждая  из  которых предназначена для решения определенных задач. Очевидные технико-экономические соображения заставляют строить эти программные подсистемы как универсальные в рамках решаемых ими задач [26]. Например, система социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса должна быть приемлемой для решения задач  управления  дежурными сменами различных войсковых частей объединения РКО. Для того чтобы учесть специфику применения в конкретной войсковой части, при проектировании системы необходимо  предусматривать средства ее адаптации,  ориентированные на конечных пользователей и программистов.

Сопровождение системы  СПО  выполняется на протяжении всего ее жизненного цикла. Процесс  сопровождения требует такого же количества ресурсов, как и разработка программы. В частности [26], удваивается число специалистов по программному обеспечению, обслуживающих заявки  пользователей.  Однако,  потребности  в таких специалистах не всегда могут быть реально удовлетворены.

Таким образом, возникает необходимость изменения технологии обработки информации при решении задач социально-психологического обеспечения процесса подготовки воинских коллективов.

Новая технология обработки информации,  охватывающая весь процесс решения задачи и  предусматривающая  непосредственное участие конечного пользователя на всех этапах решения, предъявляет качественно новые требования как к общей организации социально-психологического обеспечения, так и к функциям  отдельных  звеньев АСУ объединения РКО [26]:

а) решение любой задачи социально-психологического обеспечения должно рассматриваться как  представление  потребителю по его запросу нужного знания,  удовлетворяющего некоторой спецификации на знание, содержащейся в запросе. В качестве  потребителя может выступать либо субъект управления, либо любая подсистема СПО;

б) информационная потребность определяется как отсутствие у потребителя информации, необходимой для решения подзадачи в составе общей задачи. Информационная потребность одного потребителя служит основой формулирования подзадачи для других подсистем СПО (а также и субъектов управления в составе СЧМ), которые потенциально способны решить эту подзадачу.  Субъект управления трактуется как некоторый конечный потребитель,  информационные  потребности которого инициируют работу всех остальных подсистем;