2. ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА СИНТЕЗА системы сбора и анализа социально-психологической информации о состояниях воинских коллективов
2.1. Структурная схема автоматизированной системы сбора и анализа социально-психологической информации о состояниях воинских коллективов
Как показали выше проведенные исследования [3, 14, 19], автоматизация сбора и анализа социально-психологической информации возможна на этапах:
съем информации с привлечением для этой цели дисплеев или других считывающих устройств с предварительным нанесением на носители информации о кодированных результатах опроса;
расчет промежуточных результатов тестирования респондентов и получение интегральной характеристики качества подготовки коллективов;
интерпретация результатов обработки информации и выдача их в удобной для дальнейшего использования форме;
формирование банка данных социально-психологических, профессиональных и прочих характеристик операторов и коллективов всех классов состояний, включенных в состав обучающей выборки, на основе которой формируются модели специалистов и расчетов, используемые далее для прогноза профессиональной деятельности военнослужащих;
оценка параметров существующих в частях и учреждениях вычислительных систем по данным о характеристиках и номенклатуре задач, решаемых руководителями воинских коллективов;
оптимизация параметров системы сбора и анализа социально-психологической информации по данным о характеристиках задач СПО, организационной структуре части (учреждения), квалификации руководителей, численности личного состава и номенклатуре вычислительных средств, имеющихся в части и учреждении;
сбор, обработка и выдача статистической информации о состояниях коллективов и индивидов.
На рис.2.1 приведена структурная схема функционирования системы сбора и анализа социально-психологической информации, реализующая основные этапы обработки информации о состояниях коллективов, а также обеспечивающая коррекцию параметров существующей в учреждении (части) системы обработки информации с учетом характеристик решаемых задач и ограничений на временные и материальные ресурсы.
Исходными данными для системы сбора и анализа социально-психологической информации являются результаты тестовых испытаний, психолого-педагогического наблюдения, собеседования и анализа личных дел операторов. Эти данные поступают на систему сбора и обработки информации, в состав которой входят следующие подсистемы:
Р1 - подсистема оценки уровня развития коллектива;
Р2 - подсистема оценки профессиональных качеств руководителей;
Р3 - подсистема определения типа преобладающего стиля межличностных отношений;
Р4 - подсистема оценки структуры межличностных отношений на индивидуальном уровне;
Р5 - подсистема определения мотивационной структуры коллектива;
Р6 - автоматизированный комплекс оценки СПХ коллектива;
Р7 - подсистема оценки эффективности проведения различных форм занятий.
База данных содержит известную социально-психологическую информацию о состояниях коллективов и индивидов в процессе всего срока военной службы. База данных включает в себя как количественную, так и качественную информацию из различных источников.
На основе результатов обработки социально-психологической информации о состояниях воинских коллективов производится расчет и оценка интегрального показателя качества подготовки коллективов - сплоченности на уровне деятельностно-целевого единства группы. Методика оценки сплоченности представлена в работе С.А. Багрецова [5].
На основе полученного интегрального показателя качества подготовки коллективов командир осуществляет прогноз их профессиональной деятельности и принимает решение по психолого-педагогическому воздействию на подчиненных в соответствии с прогнозируемой ситуацией.
Обобщенный алгоритм принятия решений по управлению социально-психологическими состояниями воинских коллективов представлен на рис.2.2.
Оценка интегрального показателя и прогноз профессиональной деятельности коллективов осуществляется на основе предварительного анализа характеристик операторов и коллективов, включенных в состав обучающей выборки. Формирование обучающей выборки осуществляется на основе анализа успешности реальной деятельности операторов и коллективов. Обучающая выборка составляет своего рода банк данных, определяющий представление руководителей о социально-психологических состояниях коллективов по результатам их реальной деятельности. Поскольку требования к деятельности изменяются во времени, то и состав обучающей выборки также меняется, что влечет за собой изменения в структуре интегрального показателя качества подготовки коллектива. Такой подход позволяет рассматривать систему сбора и анализа социально-психологической информации как адаптивную к условиям деятельности.
Структура системы сбора и анализа социально-психологической информации и параметры ее элементов зависят от характеристик решаемых задач управления, организационной структуры части (учреждения), квалификации руководителей, численности личного состава и номенклатуры вычислительных средств, имеющихся в части. Данные об этих характеристиках поступают в блок расчета рациональной структуры и параметров системы. В этом блоке производится оценка параметров системы, определяется ее рациональная структура и характеристики элементов: производительность и необходимое количество вычислительных средств, средств связи, число рабочих мест, оснащенных дисплейной аппаратурой, требуемое количество элементов памяти, временные параметры работы системы, стоимостные характеристики затрат на создание и эксплуатацию системы. Результаты расчетов выводятся на дисплей и на печать. Таким образом, включение в систему блока расчета рациональной структуры и параметров системы делает ее адаптивной к изменению номенклатуры задач управления воинскими коллективами и структуры их распределения между субъектами управления.
2.2. Математическая модель синтеза системы сбора и анализа социально-психологической информации о состояниях воинских коллективов
Синтез системы сбора и анализа социально-психологической информации сводится к выбору таких значений параметров оборудования (структуры) системы и таких алгоритмов управления вычислительными процессами, при которых система оказывается наилучшим образом приспособленной для решения определенного класса задач. Степень соответствия системы своему назначению, т.е. эффективность в общем случае оценивается следующим образом. Выигрыш за счет малого времени решения задач социально-психологического обеспечения должен соизмеряться с ценой потерь, возникших из-за недогрузки оборудования, т.е. характеристики основных элементов системы сбора и анализа социально-психологической информации должны быть определенным образом сбалансированы с трудоемкостью задач и темпом их поступления в систему [25].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.