Общая характеристика проблемы социально­психологического обеспечения процесса подготовки воинских коллективов

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

1.1. Анализ особенностей функционирования автоматизированных систем управления в условиях воздействия социально-психологических факторов

Автоматизированные системы управления (АСУ) объединения РКО всех уровней представляют со­бой специфические системы "человек-машина" (СЧМ) военного пред­назначения. Необходимость учета человеческого фактора определя­ется значимостью задач, решаемых стратегическими оборонительными системами РКО, а также "ценой ошибки", ролью и местом человека при решении этих задач.

С ростом степени автоматизации и сокращением численности специалистов непрерывно возрастает роль каждого оператора в вы­полнении общей боевой задачи. Характер задач, возлагаемых на че­ловека-оператора, свидетельствует о том, что непрерывное и на­дежное функционирование АСУ объединения РКО обеспечивается дежурными сменами (ДС) подразделений КП всех уровней. Именно через дежурные смены коман­дир (оперативный дежурный) осуществляет руководство применением систем вооружения.

По данным международных федераций недостатки в учете воз­можностей специалистов являются причинами происшествий и аварий (в авиации до 74%, на флоте до 80%, в зенитных ракетных системах до 40%) и снижения на 20-30% надежности функционирования управ­ляемых человеком систем [9, 23].

Опыт несения дежурства, командно-штабных учений в частях РКО, анализ литературы [5,13,20] показывает, что в условиях воздействия противника на ДС возрастает влияние ряда факторов (рис.1.1).

Кроме того, управление силами и средствами РКО осуществля­ется в реальном масштабе времени, поэтому и деятельность опера­торов  протекает в рамках жестких временных ограничений, не­редко на пределе их физических и интеллектуальных возможностей.

Коллективный характер деятельности по поддержанию в боевой готовности к боевому применению средств системы РКО выдвигает на первый план требования, связанные с формированием сплоченных ДС, способных слаженными действиями обеспечить выполнение боевой за­дачи. Качество подготовки ДС определяется уже не только и не столько характеристиками отдельных специалистов, сколько особенностями их взаимодействия между собой, психологи­ческой совместимостью, сработанностью и организованностью, расп­ределением функций между ними, психологической структурой малых групп и т.д. Показателем качества подготовки ДС к выполне­нию задач является сплоченность на уровне деятельностно-целевого единства группы [5].

                                         

Рис.1.1. Факторы, влияющие на качество операторской дея­тельности в условиях воздействия противника

Анализ исследований характера взаимосвязи сплоченности ДС и значения обеспечиваемой им готовности технических средств [5,15,20] показывает, что от уровня выраженности в расчете дан­ного психологического феномена в значительной степени зависит прогнозируемая и реальная эффективность совместного выполнения профессиональных задач не только в экстремальных, но и в обычных условиях.

Так как заданный уровень готовности АСУ определен жесткими границами, а выбор периодов подготовки смен обусловлен нор­мативными требованиями обеспечения их нормальной работы, то сни­жение уровня сплоченности дежурных смен приводит к снижению готовнос­ти АСУ в целом [5].

Вместе с тем чрезвычайно сложные социально-экономические перемены в стране привели к изменению ценностных ориентаций, де­формировали ранее существовавшие убеждения и взгляды. Резко упавший престиж воинской службы, необеспеченность гарантий соци­альной защиты, социальная нестабильность внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние военнослужащих. По данным исследований, выполненным в Финансовой академии, среди офицеров доля военнослужащих, ежегодно увольняющихся из рядов ВС и не выслуживших положенные сроки в процентах составила: в 1992 г. - 47%; а в 1995 г. - 80% [6]. По данным опросов 25% офицеров указали, что из-за бесперспективности проблема служебной карьеры не имеет для них особого значения.

В настоящее время наблюдается снижение творческой активнос­ти военнослужащих. Почти половина опрошенных офицеров отмечает, что выполняет лишь необходимый минимум должностных обязанностей , на 30% увеличилось количество военнослужащих, склонных к суицидальным действиям [31], 97% военнослужащих недовольны за­ботой государства о ВС [31].

На рис.1.2 показана доля ДС с высоким уровнем сплоченности, способных с высоким качеством решать задачи боевого дежурства.


Доля ДС с высоким уровнем сплоченности, %

%

 


100-

        *

                  * 

50 -

                          *

                                     *         *

                                                        *

 


     1994      1995   1996        1997      1998      1999         год

Рис.1.2. Доля ДС с высоким уровнем сплоченности

Существующее положение дел усугубляется неясностью и субъ­ективно ощущаемой бесперспективностью проходящего ныне реформи­рования армии, приводящего в условиях острого экономического кризиса скорее к ее разрушению, чем к воссозданию на новой про­фессиональной основе.

В высших военно-учебных заведениях наблюдается увеличение процента отчисления курсантов по причине нежелания служить в ВС, ухудшение успевае­мости и состояния воинской дисциплины.

Изменение уровня жизни оказывает определяющее воздействие на степень удовлетворенности военнослужащих своим материальным положением и в совокупности с другими материальными, социальны­ми и духовными факторами приводят к снижению уровня их мораль­но-психологической готовности.

Все эти негативные факторы в скором времени могут привести к полной утрате боевой готовности частей и соединений РКО в виду отсутствия сплоченных ДС, способных по своим характеристикам выполнять задачи боевого дежурства.

Таким образом, повышение качества подготовки специалистов в условиях негативного воздействия социально-психологических факторов явля­ется актуальной задачей.

    В настоящей работе данная задача решается на основе применения новых информационных технологий в процессе выбора рациональной структуры и состава автоматизированной системы сбора и анализа социально-психологической информации о состоянии воинских коллективов.

1.2. Применение новых информационных технологий в процессе управления социально-психологическим состоянием воинских подразделений

Одним из главных направлений  повышения качества подготовки дежурных смен и учебных коллективов ВУЗов является совершенствование системы управления подготовкой воинских коллективов.

    Основной целью  системы  управления подготовкой воинских коллективов    является совершенствование подготовки подразделений для  успешного  выполнения ими должностных и специальных обязанностей [14]. Данная цель содержит следующие подцели (рис.1.6).

Рис. 1.6. Цели управления воинскими коллективами

     Задача управления  воинским  коллективом представляет собой совокупность организованно взаимосвязанных операций  переработки информации, осуществляемых органами управления,  результатом выполнения которых является принятие управленческого решения [30]. Структура  задач  управления воинскими коллективами представлена на рис.1.7.

               

                            ЗАДАЧИ  УПРАВЛЕНИЯ     

                         ВОИНСКИМИ   КОЛЛЕКТИВАМИ  

Похожие материалы

Информация о работе