4 РАСЧЕТ КУЗОВА НА ПРОЧНОСТЬ
4.1. Техническая характеристика кузова и исходные данные для расчета вагона на прочность
Согласно нормам расчета вагонов на прочность, кузова пассажирских вагонов рассчитываются только на основные нагрузки, к которым относятся: вертикальные, боковая и продольная.
Кузов представляет собой тонкостенную оболочку, подкрепленную поперечными и продольными элементами жесткости. Рама вагона имеет хребтовую балку. Толщина обшивки и размеры подкрепляющих элементов верхнего и нижнего поясов указаны на рисунке 4.6 и 4.7. Поперечные сечения простенков даны на рисунке 4.2. Несущие элементы изготовлены из углеродистой стали ВОгЗсп.
Прочность кузова проверяется при действии эксплуатационных нагрузок (3 режим загружения), вертикальных и продольных.
Величины вертикальных нагрузок определяются следующим образом:
Вертикальная статическая Рот равна сумме веса тары кузова и полезной нагрузки:
(4.1) где - вес тары кузова, включая вес запаса воды, топлива и других предметов экипировки, Н;
Р – средний вес пассажира с багажом, Н;
n – расчетная населенность (вместимость) вагона.
Вес тары кузова в первом приближении определяем по формуле
, (4.2)
где Т- вес тары вагона, Н;
- тележки, Н.
454,60 кН .
Вертикальная динамическая нагрузка определяется по формуле
Рд = Рст к д (4.3)
где к д - расчетный коэффициент вертикальной динамики
Кд = а + в (4.4)
а – коэффициент, принимаемый для кузовов 0, 05;
в - коэффициент, учитывающий влияние числа осей в тележке; двумя двухосными тележками в = 1;
v – конструктивная скорость движения вагона. Конструкционная скорость вагона определена заданием на проектирование и составляет 45 м/с (160 км/ч);
f – статический прогиб упругих элементов подвешивания вагона, м.
Боковая нагрузка определяется центробежной силой, давлением ветра и силами динамического взаимодействия вагона и пути в горизонтальной плоскости.
Вертикальная составляющая от боковых нагрузок
Рб = Рст Кб, (4.5) коэффициент Кб, учитывающий действие боковых нагрузок, принят равным 0,125. Расчет ведется по Рст, а действие Рд и Рб учитывается при определении напряжений.
Рб = 454,60 0,125 =56,8 кН .
Продольные нагрузки Т - сжимающие и растягивающие - приложены по оси автосцепки и приняты равными 1 МН.
Действие вертикальной и продольной нагрузок рассматривается раздельно. При этом устанавливается величина внутренних усилии в элементах конструкции кузова: изгибающих моментов, нормальных и поперечных сил.
Прочность элементов кузова оценивается по величине расчетных напряжений, возникающих в них при одновременном действии вертикальных и продольных нагрузок. Расчетные напряжения не должны превышать величину допускаемых напряжений, установленную нормами расчета вагонов.
4.2 Обоснование расчетной схемы
Кузов современных пассажирских вагонов представляет собой оболочку в виде подкрепленной обшивки, расположенной на боковых стенах, раме и крыше. Несущая обшивка в таких кузовах вместе с подкрепляющими стержнями составляет единую систему и под действием внешних сил получает сложную пространственную деформацию и соответствующие напряжения(основные и дополнительные срединные напряжения и напряжения изгиба).
В инженерной практике более широкое применение нашли расчетные схемы, ограничивающиеся определением только основных срединных напряжений. Одной из таких схем является стержневая расчетная схема. Приемлемость такой схемы обусловлена допущением о недеформируемости контура поперечного сечения кузова. Стержневая расчетная схема кузова пассажирского вагона (рис.4.1) образуя линиями 6, 4 и 5, проходящими через центры тяжести поперечных сечений верхнего 1 и нижнего 2 поясов и простенков 3. Участки простенков от оконных вырезов до центров тяжестей поясов в силу их большой жесткости принимаются абсолютно жесткими (на схеме они выделены более жирными линиями). Такая расчетная схема является Зn - раз статически неопределимой системой (где n - число оконных и дверных вырезов одной стороны вагона) и поэтому может быть решена только с помощью ЭВМ.
6 5 4 3 2 1
Рисунок 4.1- Модель простенка расчетной схемы кузова
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.