Расчет кузова на прочность. Техническая характеристика кузова и исходные данные для расчета вагона на прочность, страница 2

Для дальнейшего упрощений расчетов применяют расчетные схемы, построенные на основе допущений об условиях работы кузова с вырезами. В частности, в дополнительно упрощенных схемах простенки заменяют моделями, обеспечивающими   ассиметричную   деформацию их упругой части, а действительные пояса заменяют условными приведенными. Верхний приведенный пояс в такой схеме сопротивляется только деформации растяжения-сжатия и имеет геометрические характеристики  Iвп = 0;   Fвп = Fв,   а нижний приведенный пояс сопротивляется как растяжению-сжатию, так и изгибу, но при этом момент инерции его равен сумме моментов инерции верхнего и нижнего поясов, т.е. Iнп = Iв + Iн      и   Fнп = Fн , где Fв, Fн, Iв, Iн - соответственно площади поперечных селений и моменты инерции верхнего и нижнего поясов; Fвп,   Fнп,   Iвп,   Iн - соответственно площади поперечных сечений и моменты инерции верхнего и нижнего приведенных поясов.  Введение в расчетную схему приведенных поясов вместо действительных равносильно постановке шарниров  в зонах соединения простенков с верхним поясом, в результате которой степень статической неопределимости системы снижается до n раз.

С учетом введенных допущений окончательная расчетная схема кузова на вертикальные нагрузки будет иметь вид, показанный на рис. 4.2а. Для простоты расчета напряжения в кузове вначале определяют от статической нагрузки, которую принимают в расчетной схеме в виде равномерно-распределенной

                                          (4.6)                                                         

где     - расчётная длина кузова, м.

        Рисунок 4.2 – Расчетная схема кузова на вертикальные нагрузки (а), эпюра   изгибающих моментов (б), основная система расчетной схемы кузова на вертикальные нагрузки (в)  

После построения эпюры изгибающих моментов выбираем метод решения системы – метод сил, для которого должна быть выбрана основная система. Основная система принятой расчетной схемы по методу сил образуется путем разреза верхнего пояса по каждому оконному проему и введения неизвестных внутренних сил Х1 + Х13  (рис. 4.3) .    


Рисунок 4.3 - Основная система расчетной схемы кузова на вертикальную нагрузку

       4.3   Определение внутренних усилий в элементах кузова при действии вертикальной статической нагрузки

Расчетная схема создается прямыми, проведенными через центры тяжести верхнего и нижнего поясов и центры тяжести простенков (рис. 4.2а). Вертикальная статическая нагрузка, приложенная к нижнему поясу, в отличие от схемы на рис. 4.2а представлена в виде равномер- но распределенной с интенсивностью и рядом сосредоточенных нагрузок .                                   

Сосредоточенными нагрузками являются:  Р1 = 20,31 кН -   вес   упругой площадки, двери тамбурной и ящиков с углем;

Р2 =15,83 кН -   вес   баков котлового и водоохладительного,    водогрейной плиты, установки комбинированного кипятильника;

Р3 = 15,54 кН -   вес   водяного бака нетормозного конца вагона;

Р4 = 16,63 кН -   вес   упругой площадки,  двери тамбурной и ящиков с мусором.

Сосредоточенные нагрузки прикладываются в центре тяжести рассматриваемого   узла вагона.    

Интенсивность равномерно распределенной нагрузки по длине вагона изменяется в зависимости от веса рассматриваемой части конструкции и наличия полезной нагрузки,  например

на длине 3,300 м консольной части тормозного конца вагона  =1,3921 Н/м ;

на длине 1,900 м     = 1,4973 Н/м;

на длине 15,1 м       = 1,6$03 Н/м;

на длине 1,46 м      =1,4943 Н/м;

на длине 1,84 м      = 1,2253 Н/м.

Величина реакций в точках опоры кузова на тележки устанавливается из условия равновесия сил, указанных на схеме,  и составляет: R1= 227,1 кН;

R2 =227,5 кН.

Схема загружения нижнего пояса кузова при этом приобретает вид, указанный на рисунке  4.4

Рисунок 4.4 - Схема загружения кузова вертикальной статической (а) и эпюра изгибающих моментов (б)

На расчетной схеме длины пролетов имеют следующие значения

l0  = 1,14 м;       l4 =  l5 =   l6 =  l7 =  l8= l9  =  l10= l11 = 1,795 м;

l1= 1,349 м;    12  =  1,429 м;       l3 =  1,314 м;     l12 = 1,714 м;

113 = 1,153 м;  114 =  1,14 м.