Перспективы развития высокоскоростных сообщений на железных дорогах Китая. Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта в Германии

Страницы работы

Содержание работы

Перспективы развития высокоскоростных сообщений на железных дорогах Китая Пер. ст.: журнал "La Vie du Rail", 2005, № 3012, P.4-12 

ЦНТИ ОАО "РЖД", отдел №4 .- Рижская пл.,3, Москва 107996 тел.:(495) 262-8047 .- М4-03_291206, 2006,3

В настоящий момент сеть Китайских железных дорог (КЖД) насчитывает 72 тыс. км. К 2020 г. протяженность железнодорожной сети должна составить 100 тыс. км. Таким образом, предстоит построить 28 тыс. км новых линий, из которых 12 тыс. км - специализированные пассажирские линии. Из этих 12 тыс. км 3000 км предназначаются только для высокоскоростного движения поездов 300-350 км/ч. Эти специализированные пассажирские линии будут построены на востоке страны, в наиболее богатой и населенной части Китая.

Первая фаза программы, рассчитанная на 2006 - 2010 гг., включает в себя строительство 10 000 км пути, из которых 5000 км пассажирской железнодорожной сети. Более того, 4000 км должны стать двухпутными, а 6000 км электрифицированными. Общая стоимость программы составляет 200 млрд. долл. США.

Железнодорожная линия протяженностью 200 км, соединяющая Шицзячжуан и Тайюань, получила название Shitai. Она предназначена для высокоскоростных пассажирских перевозок. В июне 2005 г. состоялась церемония открытия строительных работ на ней. Тогда же был подписан договор между Министерством железных дорог Китая и администрациями городов Пекин и Тяньцзинь о финансировании строительства пассажирской высокоскоростной линии протяженностью 115 км Пекин - Тяньцзынь. Эта линия предусмотрена для скорости движения 200 км/ч и должна быть построена к декабрю 2007 г. к открытию Олимпийских игр в Пекине. Эта первая пассажирская линия из долгосрочной программы, рассчитанной до 2020г.

Для реализации национальной программы развития железнодорожного транспорта железные дороги Китая рассчитывают на зарубежные технологии. Международное сотрудничества Китая в этой области имеет богатую историю, но затем в Китае возобладала тенденция рассчитывать на свои собственные силы.

С 2003 г. в Китае были построены два прототипа национальных высокоскоростных поездов:  Chinaster для скорости 230 км/ч, и Pioneer для скорости 200 км/ч. Но эти прототипы не прошли коммерческих испытаний. Китайская сторона полностью не отказалась от развития своей собственной концепции высокоскоростного подвижного состава, но рассчитывает извлечь большую выгоду от получения зарубежных технологий.

В июне 2004 г. железные дороги Китая объявили международный тендер на строительство электрических моторвагонов EMU для скорости 200 км/ч. Тендер на производство 60 EMU выиграла компания Alstom (Франция). Японский консорциум Kawasaki-Hitachi-Mitsubishi также получил заказ на 60 EMU, а Bombardier Transportation - на 20 EMU. КЖД намерены к 2015 г. иметь парк в 1000 единиц, а в будущем потребность возрастет до 3000 ед. Следующий тендер был объявлен в конце 2005г. на строительство 150 EMU для скорости 250 км/ч.

Стратегия КЖД направлена на повышение скорости движения на части своей железнодорожной сети до 350 км/ч. Что касается подвижного состава, то предпочтение отдается моторвагонным поездам. На этом фоне разворачивается конкуренция иностранных компаний. Компания Alstom предлагает Китаю проект высокоскоростных моторвагонных поездов AGV, а компания Bombardier надеется извлечь выгоду от своего вступления в клуб компаний-производителей высокоскоростного подвижного состава, который создается в Китае.

Надо отметить, что Китайские железные дороги привлекают зарубежный опыт в тех областях, где они сами не достигли больших успехов. Что касается традиционных линий и электрификации, то участие зарубежных партнеров здесь будет частичным. Возможно, иностранные фирмы будут привлечены для модернизации существующего подвижного состава.

Хотя Китай имеет собственную систему контроля за движением поездов (CTCS), КЖД был объявлен тендер на оснащение новых линий системами сигнализации. Этот конкурс столкнул в конкурентной борьбе такие компании, как Hitachi, Ansaldo (CSEE) и Siemens.

Что касается системы укладки пути, то китайская сторона выбрала французскую более дешевую концепцию - укладку пути на бетонные плиты, техническое содержание которого проще и дешевле.

В октябре 2005 г. Министерством железных дорог Китая подписан договор с Французской стороной о сотрудничестве, в частности, в области обучения китайских специалистов и инженеров опыту Франции по разным дисциплинам (гражданские сооружения, пути, систем связи и телеуправления, эксплуатации линий для пассажирских перевозок, технического обслуживания подвижного состава, обеспечение безопасности) высокоскоростного движения. Кроме того, 15 инженеров высшего эшелона, будущие руководители железных дорог пройдут во Франции более длительные курсы обучения. В июне Министр транспорта Германии подписал договор со своим коллегой из Китая о развитии сотрудничества в области высокоскоростного движения. Результатом этого явилось открытие в Берлине выставки железных дорог Китая. Компания Bombardier заключила с Министерством железных дорог Китая договор на передачу китайским предприятиям своей технологии. Кроме того, создается совместное предприятие Bombardier Sifang Power (BSP), численность наемных рабочих которого должна возрасти с 700 до 2000 чел.

В экономике Китая большую роль играют грузовые перевозки и, в частности, перевозки крупных объёмом угля. На нем работают теплоцентрали страны. Эти угольные перевозки реализуются по коридорам, соединяющим угольный бассейн на севере Китая с крупными портами Циндао и Циньхуандао. Уголь грузится на суда для их последующей разгрузки на юге в Шанхае или Гуанчжоу. Угольные поезда обычно имеют массу 10 тыс. т. КЖД необходимо довести массу эти поездов до 20 тыс. т. Для таких тяжеловесных поездов необходимы локомотивы очень большой мощности. Поэтому крупные зарубежные компании получили заказ на строительство таких локомотивов, а именно, Alstom - 180 двухсекционных локомотивов типа Prima, Siemens -180 ед. и 60 локомотивов - Hitachi. Передача иностранных технологий прежде всего касается концепции развития пассажирских перевозок. По условиям тендера 45 китайских предприятий получат от 16 зарубежных компаний, выбранных Министерством железных дорог, новые технологии. Среди этих компаниий: Arcadis, Arup, Bechtel, DE Consult, Halcrow, Itaffer, Jarts, Mott Mc Donald, PB, Systra. Руководителем тендеров является китайская сторона, которая сознательно не хочет связывать себя с какой-либо одной компанией или группой поставщиков. Поэтому, например, изыскательские работы для высокоскоростной линии Пекин - Шанхай были доверены 3-м зарубежным компаниям: Systra (Франция), DE Consult (Германия) и Jarts (Япония).

Шифр хранения: ЦНТИ М4-03_291206

Электровоз Talgo 350 c раздвижными колесными парами (Испания) Пер. ст.: журнал "Chemins de fer", 2005, № 492, P.29-31 

ЦНТИ ОАО "РЖД", отдел №4 .- Рижская пл.,3, Москва 107996 тел.:(495) 262-8047 .- М4-01_011206, 2006,5

Вождение поездов S 102 (Talgo350) на высокоскоростной линии Мадрид - Лерида (далее Барселона) будет осуществляться электровозами с раздвижными колесными парами.

Похожие материалы

Информация о работе