Взаимопроницаемость стилей особенно ярко проявляется при описании их лингвистических особенностей. Для реализации основных функций (общение, сообщение, воздействие) исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка («минисистемы»), которые имеют свои особенности на всех языковых уровнях (лексическом, морфологическом, синтаксическом). Поэтому мы можем сопоставлять лексику научного (термины), разговорного (разговорные слова и выражения), официально-делового стиля (специальная, «канцелярская» лесика), видеть различные синтаксические особенности каждого из них (для научного – сложный синтаксис, обилие сложноподчиненных предложений, для разговорного и газетно-публицистического – экспрессивный синтаксис: вопросо-ответные, парцеллированные конструкции, неполные (эллиптические) предложения).
Хотя каждый стиль имеет собственные языковые характеристики, основой всех стилей является общелитературная система языка. Все стили объединяются на основе межстилевой (нейтральной, общелитературной) лексики, не позволяя им превратиться в специальные, труднопонимаемые языки. Общей для всех стилей является и грамматика. Предложение во всех стилях – предложение, словосочетание – словосочетание.
Исследователи языка полагают, что в настоящее время действуют две противоположно направленные тенденции: взаимопроникновение стилей (их интеграция) и оформление каждого стиля в самостоятельную целостную речевую систему (их дифференциация).
ЯЗЫК И СТИЛЬ СОВРЕМЕННЫХ СМИ
Язык и стиль современных СМИ вызывает противоречивые оценки как среди профессионалов (лингвистов и журналистов), так и в обществе в целом. Это связано с тем, что эта сфера использования языка является самой подвижной и изменчивой, потому что отражает любые изменения, происходящие в обществе. Но не только отражает, но и влияет на эти изменения. Считается, что это наиболее влиятельная разновидность литературного языка, т. к. обслуживает потребности массовой коммуникации. По состоянию языка СМИ принято судить о состоянии языковой культуры нации.
До сих пор в традиционной системе функциональных стилей выделяется (газетно-) публицистический стиль. Его главная черта - стилистическая неоднородность, т. е. совмещение особенностей всех стилей – разговорного, официально-делового, научного, стиля художественной литературы.
Эта неоднородность позволяла говорить об условности названия «публицистический». К тому же единство этого понятия опиралось на журналистский текст. Исследователи отождествляли понятия «язык СМИ» (газет, журналов, радио, телевидения) и язык журналистики.
В современной системе публичной коммуникации появились новые её разновидности – рекламная и пиар-коммуникация. В этих системах создаются и функционируют особые тексты, отличающиеся от традиционных журналистских. Исследователи справедливо говорят о новых разновидностях текстов в системе СМИ – рекламном и пиар-тексте. Поэтому в настоящее время происходят поиски нового термина, который мог бы объединить эти различные явления в системе средств массовой коммуникации. Появляется термин «медиатекст», т. е. текст, функционирующий в системе СМИ.
Основными функциями публицистического стиля называли информативную и воздействующую. Они определяли стилевые черты журналистских текстов: информативная функция определяет логичность и фактографичность и обусловливает широкое использование в текстах нейтральной и специальной лексики, информационных предложений, сообщающих о каком-либо событии или факте. Воздействующая функция текстов СМИ определяет их экспрессивность и эмоциональность и обусловливает использование лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности, в том числе тропов и фигур.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.