В литературе существуют различные подходы к выделению стилей – в зависимости от критерия.
· По жанровому признаку выделяют стиль сатиры, басен, эпистолярный стиль, газетно-журнальные стили, стиль литературно-критических работ и т. д.
· По эмоционально-экспрессивным качествам речи выделяют торжественный, шутливый, холодный, сниженный. Эта классификация идет из античности и учитывает характер воздействия на слушателя.
Очевидно, что такие классификации лишены строгости, т. к. в первом случае точнее говорить не о стилях, а о жанрах, а во втором – не о стилях, а об эмоционально-экспрессивной окраске речи.
Одним из самых распространенных подходов к классификации стилей является функциональный подход. В основе этого подхода лежит понятие функции. Функция языка – это роль, которую он выполняет в тех или иных условиях речевого общения. Каждая функция – это определенная установка на ту или иную манеру изложения.
Современный русский литературный язык представлен системой функциональных стилей (ФС). Функциональные стили – это разновидности языка, в которых реализуются его основные функции – коммуникативная, информативная, воздействующая. ФС – исторически сложившиеся, социально обусловленные языковые «подсистемы». Каждая такая «подсистема»
а) соответствует определенной сфере человеческой деятельности, б) характеризуется совокупностью языковых средств, необходимых и удобных для выражения определенного содержания в данных условиях общения.
В современном русском литературном языке принято выделять пять основных ФС: разговорный, официально-деловой, научный, газетно-публицистический, стиль художественной литературы. Каждый из них имеет собственные характеристики – экстралингвистические (внеязыковые) и лингвистические (языковые).
Экстралингвистические особенности: сфера общения (официальная / неофициальная), преобладающий тип речи (монолог / диалог), цель, или функция общения: (коммуникативная, информативная, воздействующая) – См. табл.
В приведенной ниже таблице представлено соотношение экстралингвистических факторов, которые учитываются при описании стиля.
Ситуация общения !
Сфера Тип речи Цель (функция) ! Стиль Форма речи Стилевые черты
Неофиц Д Коммуникативная Разговорный Устная Непринужденность, спонтанность
Офиц. М Информирующая
(объяснение) Научный Письм. Абстрактность, точность, логичность
Офиц. М Информирующая
(инструктирование) Оф.-деловой Письм. Официальность, бесстрастность
Офиц. М Информирующая, воздействующая Газ.-публиц. Письм. Инф. насыщ., фактографичность,
(убеждение) экспрессивность, эмоциональность
Офиц. М Воздействующая
(изображение), Лит.-худож. Письм. Конкретность, образность, эмоц-ть эстетическая
Сокращения: Д – диалог, М – монолог.
В каждом стиле на первый план выходит одна из трех основных функций, но это не значит, что она единственная: все три функции характерны для каждого стиля, но в разной мере. Например, для разговорного – коммуникативная, но имеют место также и две другие – информативная и воздействующая и т.д. То же можно сказать и о характеристиках типа речи. В таблице указаны преобладающие, например для научного стиля характерным считается монологический тип речи, но надо учитывать полемический характер научных дискуссий, а значит неизбежность элементов диалога и т. д. То же касается формы речи. Преобладающей для газетно-публицистического стиля считается письменная форма. Хотя существуют и устные его варианты (теле-, радиоречь), но они в значительной мере опираются на письменный (подготовленный вариант). В колонке «стилевые черты» также указаны преобладающие, хотя некоторые из них можно усмотреть и в других стилях. Все это свидетельствует о том, что каждый стиль – это отдельная система и в то же время связанная с другими стилями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.