Понятие нормы литературного языка. Устойчивость и изменчивость (стабильность и динамичность). Общественная осознанность и стихийность (неосознанность) использования, страница 3

Сознательное и мотивированное нарушение нормы может быть приметой индивидуального стиля автора. Это касается как художественных, так и нехудожественных текстов (особенно публицистических). Примеры художественных текстов: прозаических (ср., например, нарушения лексической сочетаемости в текстах А.Платонова); поэтических (примеры – сами. Ср.: Идут белые снеги (Е. Евтушенко).  Работая с текстом, надо уметь определить мотивированность отклонений авторской речи от литературного языка.

Любое отклонение от нормы должно быть ситуативно и стилистически оправданным, отражать реально существующие в русском языке вариантные формы,   а не произвольное желание говорящего.   

Актуализировать творческий потенциал можно двумя способами: в основе одного – нарушение норм литературного языка, отталкивание от них как от лишенного выразительности стандарта; в основе другого – убеждение в том, что норма есть проявление самого сущностного, органичного в языке, обладающего безграничными возможностями выразительности.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

В ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТАХ

Критерии оценки языковых фактов. В курсе современного русского языка изучают языковые единицы (слово, словоформа, словосочетание, предложение), законы их построения (моделирования), системные взаимосвязи. Фонетика, лексика, морфология, синтаксис - основные языковые ярусы, представляющие номенклатуру единиц языка. 

Стилистику же интересуют закономерности использования, употребления, функционирования  этих единиц в речи.

Построенная по всем правилам языковая единица (слово, форма слова, словосочетание, предложение) может быть употреблена в речи (в тексте) так, что вызывает сомнения, затруднения  («сбой») в восприятии: и ошибкой не назовешь, и в то же время ощущается смысловая дисгармония («что-то не так»).

Понятие «ошибка» в стилистике охватывает целый спектр нарушений  различной «степени тяжести»: недочет, нелогичное, немотивированное, неточное, неуместное, нецелесообразное, неправильное и т. п. употребление языковой формы. Общим для всего приведенного ряда  нарушений является  значение несоответствия (норме, стилю, жанру и др.), а также наше  негативное отношение к этому несоответствию.

Интуитивно весь этот «отрицательный языковой материал» (термин Л. В. Щербы) можно распределить в соответствии с некой «шкалой нарушений», в которой на одном полюсе будет находиться ошибка, на другом – «недочет». Эти наши интуитивные представления  имеют вполне определенные языковые основания. Нарушения норм литературного языка, законов построения языковых единиц чаще относят к ошибкам, а нарушения стилистических норм, т. е. правил употребления (функционирования) языковых средств, - к недочетам. Нормы  языка  более категоричны: они оперируют понятиями «правильно/неправильно». Нормы стилистические - более гибкие, они допускают более широкий ряд вариантов, которые и оцениваются иначе: «соответствует/не соответствует», «хорошо/плохо», «хорошо, но лучше...» В грамматике мы чаще имеем дело с жесткой альтернативой: «или – или». В стилистике, как говорят лингвисты, «господствует целесообразность». Коммуникативная целесообразность – это соответствие языкового элемента содержанию данного текста, его жанрово-стилевому своеобразию, коммуникативному намерению автора.

Итак, при оценке конкретного языкового факта принято руководствоваться двумя критериями: нормативности и коммуникативной целесообразности.

    Как обнаружить ошибку? Сначала важно зафиксировать сам факт нарушения. Сигнал «сбоя» в восприятии текста («что-то не так») - это сигнал к повторному прочтению данного фрагмента, сигнал, свидетельствующий о смысловом дефекте. Ср.: «…неправильно то, что может быть неправильно понято или понимается с трудом» (Основы культуры речи, 1984. С. 32). Даже если это не ошибка, а намеренное нарушение, механизм восприятия «сбоя» все равно работает: у читающего возникает пауза для оценки: «правильно/ неправильно» или «хорошо/плохо». Стилистическую правильность или ошибочность рекомендуют устанавливать исключительно по первоначальному восприятию (Б.С. Мучник), т. е. если  для  понимания текста требуется повторное прочтение, значит, в нем есть какие-то недостатки. Остается выяснить, что это за недостатки.  Итак,