Сознательное и мотивированное нарушение нормы может быть приметой индивидуального стиля автора. Это касается как художественных, так и нехудожественных текстов (особенно публицистических). Примеры художественных текстов: прозаических (ср., например, нарушения лексической сочетаемости в текстах А.Платонова); поэтических (примеры – сами. Ср.: Идут белые снеги (Е. Евтушенко). Работая с текстом, надо уметь определить мотивированность отклонений авторской речи от литературного языка.
Любое отклонение от нормы должно быть ситуативно и стилистически оправданным, отражать реально существующие в русском языке вариантные формы, а не произвольное желание говорящего.
Актуализировать творческий потенциал можно двумя способами: в основе одного – нарушение норм литературного языка, отталкивание от них как от лишенного выразительности стандарта; в основе другого – убеждение в том, что норма есть проявление самого сущностного, органичного в языке, обладающего безграничными возможностями выразительности.
Критерии оценки языковых фактов. В курсе современного русского языка изучают языковые единицы (слово, словоформа, словосочетание, предложение), законы их построения (моделирования), системные взаимосвязи. Фонетика, лексика, морфология, синтаксис - основные языковые ярусы, представляющие номенклатуру единиц языка.
Стилистику же интересуют закономерности использования, употребления, функционирования этих единиц в речи.
Построенная по всем правилам языковая единица (слово, форма слова, словосочетание, предложение) может быть употреблена в речи (в тексте) так, что вызывает сомнения, затруднения («сбой») в восприятии: и ошибкой не назовешь, и в то же время ощущается смысловая дисгармония («что-то не так»).
Понятие «ошибка» в стилистике охватывает целый спектр нарушений различной «степени тяжести»: недочет, нелогичное, немотивированное, неточное, неуместное, нецелесообразное, неправильное и т. п. употребление языковой формы. Общим для всего приведенного ряда нарушений является значение несоответствия (норме, стилю, жанру и др.), а также наше негативное отношение к этому несоответствию.
Интуитивно весь этот «отрицательный языковой материал» (термин Л. В. Щербы) можно распределить в соответствии с некой «шкалой нарушений», в которой на одном полюсе будет находиться ошибка, на другом – «недочет». Эти наши интуитивные представления имеют вполне определенные языковые основания. Нарушения норм литературного языка, законов построения языковых единиц чаще относят к ошибкам, а нарушения стилистических норм, т. е. правил употребления (функционирования) языковых средств, - к недочетам. Нормы языка более категоричны: они оперируют понятиями «правильно/неправильно». Нормы стилистические - более гибкие, они допускают более широкий ряд вариантов, которые и оцениваются иначе: «соответствует/не соответствует», «хорошо/плохо», «хорошо, но лучше...» В грамматике мы чаще имеем дело с жесткой альтернативой: «или – или». В стилистике, как говорят лингвисты, «господствует целесообразность». Коммуникативная целесообразность – это соответствие языкового элемента содержанию данного текста, его жанрово-стилевому своеобразию, коммуникативному намерению автора.
Итак, при оценке конкретного языкового факта принято руководствоваться двумя критериями: нормативности и коммуникативной целесообразности.
Как обнаружить ошибку? Сначала важно зафиксировать сам факт нарушения. Сигнал «сбоя» в восприятии текста («что-то не так») - это сигнал к повторному прочтению данного фрагмента, сигнал, свидетельствующий о смысловом дефекте. Ср.: «…неправильно то, что может быть неправильно понято или понимается с трудом» (Основы культуры речи, 1984. С. 32). Даже если это не ошибка, а намеренное нарушение, механизм восприятия «сбоя» все равно работает: у читающего возникает пауза для оценки: «правильно/ неправильно» или «хорошо/плохо». Стилистическую правильность или ошибочность рекомендуют устанавливать исключительно по первоначальному восприятию (Б.С. Мучник), т. е. если для понимания текста требуется повторное прочтение, значит, в нем есть какие-то недостатки. Остается выяснить, что это за недостатки. Итак,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.