Принципиальное отличие журналистского слова заключается в большой роли в нем эмоционального, оценочного начала. Предмет журналистики - жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого человека. Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и процессов. Журналист призван активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Информация, которую собирают и обрабатывают конкретные люди для определенных групп читателей, и не может быть абсолютно объективной. Читатель всегда получает интерпретацию информации, как бы ни подчеркивался ее объективный характер.
Основным в средствах массовой информации считается публицистический стиль, который выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в журналистском тексте. Сущность оценочности в слове заключается в выражении отношения говорящего к тому, о чем сообщается в речи. Оценочность – это проявление авторского «я» (в том числе коллективного авторского «я») в тексте. Будучи общеязыковой категорией, оценочность присуща всем стилям, но в журналистских текстах она имеет особенности.
Именно открытой оценочностью, явным выражением позиции автора (авторского «я») публицистический стиль отличается от художественного, и именно в этой черте - открытой оценочности - видят важную примету и свойство публицистичности стиля. В отличие от художественных произведений, в публицистике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает авторское отношение к излагаемым фактам.
Оценочность начинает играть свою роль уже на начальной стадии создания журналистского текста. Авторское «я» (в том числе коллективное) проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в их иерархии (например в новостных выпусках), а также в специфических лингвистических средствах. Именно таким образом преобразованную информацию и потребляет читатель.
Существуют различные лингвистические (языковые) способы создания оценки, с которыми мы постоянно сталкиваемся в любом журналистском материале любого печатного органа, независимо от его концепции или идеологической ориентации.
Журналист берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Интересно, что иногда толковые словари русского языка дают к некоторым словам стилистические пометы "газетное", "публицистическое". Это означает, что данные слова характерны для газеты, публицистики, закреплены за ними.
Итак, оценочность выражается прежде всего в лексике. Сюда относятся:
1) оценочные прилагательные и существительные (рекордные цифры, перестроечные нововведения, позорное поражение, чиновничья партэлита, мафиозные структуры и т.п.),
2) специальная лексика в переносном значении (инкубатор преступности, конвейер милитаризма, маршруты технического прогресса; лексика спорта: раунд, тур (переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; наименования литературных жанров, лексика театра: драма народа, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др.).
3) фразеологизмы (эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку) в том числе в авторской обработке (привести свои примеры).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.