КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ « 2
Утверждено на методической конференции
кафедр внутренних болезней № 2 и № 1
профессор Ю.А.Терещенко
профессор В.А.Шульман
«____» ____________________ 2001 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
(1 занятие)
Красноярск 2001 г.
1.Тема: «Хронический панкреатит (ХП)»
2.Форма учебного процесса: практическое занятие
3.Значение темы: необходимость изучения хронического панкреатита для студентов обусловлена ростом распространенности его (за последние 30 лет отмечен рост хронического панкреатита более чем в 2 раза, трудностью его диагностики на первом этапе развития (яркий специфический клинико – лабораторный синдром появляется в поздние сроки при поражении 60 – 80% паренхимы поджелудочной железы), упорством течения и тяжестью осложнений. Отмечен рост заболеваемости холангиокарциномой поджелудочной железы, которая возникает на фоне хронического панкреатита. Как известно, сахарный диабет становится буквально болезнью века, при этом накапливается все больше данных о связи последнего с хроническим панкреатитом.
4. Цели обучения.
4.1.Общая цель (цель занятия). Овладеть принципами диагностики и лечения хронического панкреатита.
4.2. Учебная цель.
4.2.1. Раскрыть особенности сбора анамнеза (злоупотребление алкоголем, наличие опис-торхоза, желчнокаменная болезнь в анамнезе.
4.2.2. Отработать навыки объективного осмотра больного (болезненность при пальпации в зоне Шоффара, точках Мейо – Робсона, Дежардена, наличие капелек Тужилина и других симптомов хронического панкреатита).
4.2.3. Ознакомить студентов с особенностями лабораторного исследования, копрологи-ческого анализа, данными ЭРХПГ ультразвуковой диагностики при хроническом панкреатите.
4.2.4. Разобрать признаки обострения хронического панкреатита и принципы базисной тера-пии в зависимости от формы панкреатита.
4.5. Психолого-педагогические цели: при изучении этиопатогенеза хронического пан-креатита необходимо обратить внимание на санитарно - просветительскую работу среди населения (профилактику описторхоза, связь с употреблением алкоголя и др.), своевременное выявление больных и назначение базисной терапии. В профилактике реци-дивов этого заболевания имеет значение обучение больных принципам диетотерапии, свое-временная холецистэктомия при наличии желчнокаменной болезни и отказ от употребления алкоголя. Знание студентами этих положений позволит им в будущей прак-тике достигнуть более полного сотрудничества с больными и способствовать улучшению качества жизни больных.
5. Место проведения (учебная комната, палаты). Продолжительность изучения темы: 1 заня-тие - 180 минут.
6. Оснащение занятия
1.Учебный класс
2. Больные с различными вариантами хронического панкреатита
3.Таблицы по теме:
- классификации хронического панкреатита по Шелагурову и Марсельско-Римская, 1989 года;
- болевые зоны и точки при хроническом панкреатите
4. Набор копрологических анализов, данные ЭРХПГ и протоколы ультразвуковых исследо-ваний
5. .Набор тестовых вопросов
6. Набор ситуационных задач
7. Структура содержания темы (хронокарта)
№/№ п/п |
Этапы занятия |
Продолжитель- ность (в мин.) |
Оснащенность |
1. |
Организация занятия |
3 мин. |
|
2. |
Формулировка темы и цели |
4 мин. |
|
3. |
Определение исходного уровня подго-товки к занятию |
20 минут |
Набор тестов (приложение № 1) |
4. |
Курация больного |
40 минут |
|
5. |
Перерыв |
15 мин. |
|
6. |
Разбор больного: С хроническим панкреатитом |
60 минут |
|
7. |
Решение ситуационных задач и выписывание рецептов |
25 мин. |
Набор задач (приложение « 2) |
8. |
Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок |
10 мин. |
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ)
КЛАССИФИКАЦИЯ хронического панкреатита (по Шелагурову А. А.) является наи-
более распространенной в России в течение последних лет.
1.Хронический рецидивируюнщй панкреатит (б0 %) от всех форм хронического панкреатита а) стадия обострения (с положительным амилазным тестом б) стадия ремиссии
2.Хронический болевой панкреатит (20%) с трудом реагирует на терапию
3.Хронический панкреатит латентная форма (5%) (часто диагностируется как эн-
тероколит) - безболевая форма с поносами
4.Хронический панкреатит псевдоопухолевая (гиперпластическая форма) до 10% сопровождается механической желтухой, отключенным желчным пузырем; встречается чаще у мужчин.
5.Склерозирующий панкреатит или хронический панкреатит с секреторной недостаточностью - это исход всех видов панкреатита.
В конце диагноза хронического панкреатита рекомендуется указать функциональные нарушения поджелудочной железы: внешнесекреторные – гиперсекреция и гипосекреция внутрисекреторные – гиперинсулинизм, гипофункция инсулярного аппарата (сахарный диабет).
В 1988 году группа ученых (Х.Сарли, Г. Адлер, Р. Дани и др.) предложили клас-сификацию панкреатитов, в которой выделяется острый и хронический панкреатиты. Последний подразделяется на: хронический обструктивный панкреатит - развивается в результате обструкции главного протока поджелудочной железы. Поджелудочная железа поражается выше места обструкции протока равномерно, процесс не сопровождается образованием камней внутри протоков. Причина - стеноз фатерова сосочка, псевдокисты и рубцы. Клиника - постоянный болевой синдром; на хронический кальцифицирующий панкреатит - поражение поджелудочной железы неравномерное, лобулярное. В протоках обнаруживаются белковые преципитаты или калъцификаты, кисты и псевдокисты, стеноз протоков. Причина – алкоголь, диета с высоким содержанием белков и жиров, гиперкальциемия. Клиника - рецидивирующее течение с эпизодами обострения; на хронический воспалительный (паренхиматозный) панкреатит - характеризуется участками фиброза , инфильтрированных мононуклеарными клетками. При этой форме отсутствуют кальцификаты и поражения протоков. Причина - неизвестна, часто бывает у алкоголиков при диете с низким содержанием белка, а также при гиперлипопротеинемии. Клиника - прогрессирующие признаки экзо - и эндокринной недостаточности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.