Характеристика служб, занимающихся маркетингом. Текущая деятельность, страница 8

3.3.2.2. Производственная - эта функция осуществляет стыковку интересов рынка и производства и в первую очередь организует управление планированием организации  производства  новых  товаров,  разработки и внедрения  новых  технологий. В существующих структурах маркетинговых служб эта часть данной функции настолько размыта, что нам ее обнаружить не удалось. Для ее реализации нужно срочно осуществить необходимые организационные действия, перечисленные нами в предложениях по плану мероприятий, так как пока эта деятельность не будет осуществляться на достаточно высоком уровне, невозможно серьезно говорить о планировании продукции.

Вторая часть данной функции — участие маркетинговых служб в организации экспертизы материально-технического снабжения с точки зрения обеспечения качества поставок требованиям рынка. Так как в обязанности сегодняшнего директора АПДО по маркетингу входит управление материально-техническим снабжением, эта часть функции должна выполняться автоматически. Для этого имеется и соответствующий штат, и полномочия, и практические навыки в работе. Тот минимум дополнительных преобразований, которые необходимо првести этим службам, изложены достаточно полно в других частях отчета. Добавим здесь лишь замечание о том, что при создании служб логистики данная функция должна остаться у служб маркетинга.

Последняя часть рассматриваемой функции -- управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Данная часть является новой не только для маркетинговых подразделений, но и для АПДО и страны в целом. Она очень подробно рассмотрена в главе “Качество”, поэтому останавливаться здесь на ней мы не будем.

3.3.2.3. Сбытовая - функция, традиционно понимаемая в советских и постсоветских странах, как единственно маркетинговая. Главный её смысл — организация системы товародвижения изготовленной продукции потребителю. Так как в условиях жесткого давления конкурентов производитель вынужден угождать потребителю, эта функция обросла рядом дополнительных обязанностей, без которых невозможно длительное удержание определенных сегментов рынка и продвижение на новые. Это — организация сервиса, системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОС и СТИС), проведение целенаправленной товарной и ценовой политики. И если первая часть данной функции может считаться в АПДО наиболее отработанной, то это нельзя сказать о последних. В процессе проведения работ по формированию дилерско-дистрибьюторской сети именно эти части сбытовой функции, подробнейшим образом технологически определенные и расписанные, должны лечь в основу деятельности менеджеров, организующих и поддерживающих это направление работ. Теоретические основы этой деятельности, как мы убедились из бесед с работниками служб маркетинга, последние изучили достаточно неплохо.

3.3.2.4. Управление и контроль - функция, целиком и полностью принадлежащая верхним эшелонам власти ОАО "Гомельдрев", прерогатива разделения которой между должностными лицами принадлежит только Президенту фирмы. Часть этой функции, касающаяся организации стратегического и оперативного планирования и                         взаимодействия с рынком  на предприятиях и ОАО в целом, безусловно должна быть в основном в его компетенции. В то же время информационное обеспечение управления маркетингом, коммуникативная подфункция, заключающаяся в организации системы коммуникаций (каналы передачи информации по потребителям) и контроля маркетинга (обратные связи и ситуационный анализ), безболезненно могут быть делегированы соответствующему вице-президенту и его аналитической группе.

В заключение следует сказать, что преобразование существующих подразделений служб, являющихся наиболее рыночно ориентированными, должно начинаться с психологического изменения отношения к покупателю продукции, который является единственным кормильцем всех работников и акционеров ОАО "Гомельдрев". Это касается всех подразделений: отдела реализации (ОР), отдела внешнеэкономических связей (ОВЭС), отдела маркетинга (ОМ), бюро декларантов, бюро договоров и склада готовой продукции (рис.3.1.), которые должны быть соответствующим образом укреплены специалистами, прошедшими целевое обучение, под расширенные функции, описанные в настоящей главе.