Гастроэзофагеальный рефлюкс у детей, страница 6

9


ляются В зоне эзофагокардиального перехода интенсивность цвета слизистой оболочки нарастает Просвет кардии имеет вид розетки, которая у детей, как правило, расположена на уровне хиатального кольца Видна четкая демаркаци­онная линия перехода многослойного плоского эпителия слизистой оболочки пищевода в яркий цилиндрический эпителий слизистой оболочки желудка У детей грудного раннего возраста складки слизистой оболочки пищевода выра­жены очень слабо или совсем не выражены Богатая васкуляризация стенки пищевода характеризуется усилением сосудистого рисунка слизистой оболоч­ки, создает условия для ее повышенной ранимости У детей уровень перехода слизистой оболочки пищевода в желудочную соответствует проекции диафраг-мальной щели или смещен проксимально на 0,5-1 10"2м У детей первых лет жизни линия перехода слизистой оболочки пищевода и желудка слегка изогну­та, зубчатость сглажена

При гастроэзофагеальном рефлюксе выявляются различной степени выра­женности

•   гиперемия,

•   отек,

•   кровоточивость,

•   эрозивно-язвенные поражения слизистой пищевода,

что в настоящее время служит «золотым стандартом» в диагностике рефлюкс-эзофагита

Возможно выявление

•   утолщения складок слизистой оболочки,

•   изменения тонуса стенок пищевода его перистальтики,

•   исчезновения линии перехода слизистой оболочки пищевода в желудок,

•   зияния кардии и заброса содержимого желудка в пищевод.

Эти, так называемые косвенные, признаки ГЭР имеют меньшее значение в диагностике заболевания, поскольку они могут возникать вследствие наличия в пищеводе тубуса эндоскопа Эффективность эндоскопического метода в диаг­ностике эзофагита, по данным литературы, составляет 96%

При неотчетливых визуальных данных приобретают значение морфологи­ческие и гистохимические исследования слизистой пищевода, биопсия кото­рой производится при фиброэзофагоскопии Лабораторные морфологические исследования при визуально (эндоскопически) неизмененной слизистой обо­лочке в ряде случаев позволяют выявить признаки воспаления подслизистого слоя, что подтверждает наличие эзофагита Морфологическое исследование -последняя, наиболее объективная диапюст ическая инстанция, имеющая ряд

18


КЛИНИЧЕСКАЯКАРТИНА ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНОГОРЕФЛЮКСА

Клиническая симптоматология ГЭР разнообразна и неспецифична. Лишь при тщательном, целенаправленном выяснении жалоб (со слов матери) и осо­бенностей поведения ребенка можно предположить у него наличие заболева­ния В начальной стадии клинические симптомы эзофагита у детей проявляют­ся не всегда достаточно ясно и полно Тем не менее, они довольно характерны, особенно в своем сочетании, и могут явиться основой для установления диаг­ноза

В период новорожденное™ клинические признаки ГЭР могут появляться в первые дни жизни Сразу после кормления у ребенка наблюдается срыгивание или необильная рвота съеденной пищей без патологических примесей Иногда сам момент срыгивания может быть не замечен родителями - ребенок отливает во сне, а на подушке они видят пятно от съеденной пищи Позднее в рвотных массах могут появляться прожилки крови Аппетит у них обычно снижен Наиболее часто клинические проявления связаны с возникновением эзофагита Значительно реже встречаются два других, более тяжелых проявления рефлюк-са - укорочение пищевода и замещение его слизистой в нижнем отделе слизи­стой желудочного типа

При эрозивном эзофагите приступообразная боль в нижних отделах груд­ной клетки и верхних отделах живота у маленьких детей проявляется периоди­ческим беспокойством Дети старшего возраста жалуются на неприятное чув­ство саднения за грудиной, появляющееся сразу после проглатывания пищи, при перемещении пищевого комка У некоторых больных возможно одновре­менное появление боли в левом подреберье, эпигастрии Для эзофагита харак­терна связь болевых ощущений с приемом пищи Боль обычно возникает во время еды Это ощущение настолько неприятно, что после нескольких глотков обычной для него пищи, ребенок отказывается от еды, «капризничает», по мне­нию матери Появление боли при эзофагите связывают с раздражением терми­нального отдела пищевода пищевым комком. Естественное стремление матери обеспечить достаточный объем кормления приводит к растяжению желудка, сглаживание угла Гиса, повышению внутрижелудочного давления после прие­ма пищи Возникающие изменения анатомо-физиологических взаимоотноше­ний в этом отделе желудочно-кишечного тракта приводят к нарушению запира-

тельной функции кардиального отдела пищевода и возникновению ГЭР. Боле-

11


вые ощущения могут появляться и спонтанно, вне какой-либо связи с приемом пищи. У детей старшего возраста при эзофагите в 33% случаев боль в эпигаст-ральной области возникала при быстрой ходьбе, беге, прыжках и даже при фор­сированном глубоком дыхании Появление этих болезненных ощущений обу словлено забросом желудочного содержимого в пищевод в связи с повышением внутрибрюшного давления вследствие увеличения амплитуды активных со­кращений мышц живота и дыхательных движений диафрагмы Кроме того, при глубоком дыхании изменяется давление в полости грудной клетки, что при не­достаточной функции клапанов кардиального сфинктера приводит к ГЭР Не­редко болевые или неприятные ощущения возникают в период ночного сна, о чем косвенно можно судить по заявлению родителей о тревожном сне ребенка, временами длительном беспокойстве, стонущем дыхании В дневное время у 12% больных эпигастральный болевой синдром появляется в положении лежа Поэтому дети избегают занимать горизонтальное положение а если и ложатся то, обязательно согнув ноги в коленях Дети старших возрастных групп для уменьшения болевых ощущений иногда принимают вынужденное положение -садятся, несколько наклоняясь вперед, руками или каким-либо предметом ста­раются умеренно надавливать на эпигастральную область Кратковременная за­держка дыхания или удлинение выдоха также вызывают снижение интенсивно­сти боли Все указанные приемы облегчения болевых ощущений имеют в сво­ей основе устранение условий, облегчающих заброс кислого желудочного со­держимого в пищевод У 52% больных боль носит ноющий, давящий, иногда распирающий характер, у 42% - приступообразный Длительность болевых ощущений различна - у детей школьного возраста не превышает 2-3 часов у дошкольников - менее продолжительна