2МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
2Кафедра педиатрии
2Утверждено на заседании кафедры
2протокол N ___ от "___"________ 2001г.
2И.о.зав.кафедрой: доцент Козловский А.А.
2Т Е М А: 0 2"БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА. ХРОНИЧЕСКАЯ ПНЕВМОНИЯ"
2Учебно-методическая разработка для студентов 5 курса
2лечебного факультета
2Автор: ассистент Кривицкая Л.В.
2Гомель, 2001г.
.
- 2 Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов.
В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия
(умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы "Бронхиальная астма. Хроническая пневмония". VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX.
Клинические задачи 2 0и 2 0тестовый контроль 2. 0
2План проведения практического занятия.
-----T-------------------------------------------------T--------N п/п¦ Наименование этапов занятия ¦ Время
-----+-------------------------------------------------+--------1. Обоснование актуальности изучаемой темы. 5 минут
2. Тестовый контроль. 10 минут
3. Контроль исходных знаний. 30 минут
4. Курация больных и самостоятельная работа студентов.60 минут
5. Клинический разбор больных по теме занятия. 90 минут
6. Контроль конечных знаний. 30 минут
---------------------------------------------------------------- 2I. 0 2Актуальность темы
Возрастающая распространенность бронхиальной астмы во всех регионах мира вызывает большую озабоченность ученых и специалистов в области здравоохранения. В мире насчитывается более 100
млн. человек, страдающих бронхиальной астмой (БА). В последнее десятилетие возросла смертность от астмы, она остается стабильной и в последние годы. Обострение и наличие постоянных симптомов болезни оборачиваются существенным бременем расходов для больного и общества. Для лечения бронхиальной астмы только в США в 1990 году было потрачено 6,4 млрд.доллоров. Несмотря на то, что бронхиальную астму трудно вылечить, ее можно и нужно контролировать.
Для Республики Беларусь значимым фактором, влияющим на здоровье населения и, прежде всего, детского, в последние годы является неблагоприятная экологическая обстановка, еще более усугубляющая после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановлением Верховного Совета Беларуси в 1990г. Республика объявлена зоной экологического бедствия.
- 3 Бронхиальная астма - одна из причин инвалидности при хроничсеких неспецифических заболеваниях легких у детей. Проспективные и ретроспективные исследования свидетельствуют о несомненной связи "детской" и "взрослой" бронхиальной астмы. Считают, что БА, начавшаяся в детстве, в 60-80% случаев продолжается у больных, достигших зрелого возраста. В связи с вышеуказанным, проблема ранней диагностики, лечения, профилактики этого заболевания приобретает первостепенное значение.
2II. Цель занятия
Научить студентов правильно интерпретировать клинические, инструментальные и лабораторные данные при бронхиальной астме и хронической пневмонии и на основании этих данных выставить клинический диагноз, назначить адекватную терапию.
2Студенты должны знать 0:
- типы аллергических реакций;
- анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей различного возраста;
- факторы риска бронхиальной астмы у детей;
- механизмы развития;
- профилактику бронхиальной астмы;
- особенности течения бронхолегочной патологии у детей, проживающих на загрязненной радионуклидами территории;
- классификацию хронической пневмонии;
- факторы, способствующие хронизации заболеваний органов дыхания;
- этапы диагностики затяжной и хронической пневмоний;
- основные принципы лечения детей с затяжной и хронической пневмонией.
2Студенты должны уметь 0:
- определить функции органов дыхания у детей;
- объективно оценить состояние органов дыхания и выявить основные симптомы поражения;
- показать особенности семиотики клинического течения хронической пневмонии;
- определить группу нозологий для проведения дифференциаль-
- 4 ного диагноза хронической пневмонии и бронхиальной астмы;
- построить план обследования (клинический, лабораторно-инструментальный).
2III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного за 2нятия (базисные знания).
1. Механизмы иммунологических реакций.
2. Иммунограмма здорового ребенка.
3. Патофизиологические механизмы основных патологических синдромов (одышка, цианоз, дыхательная недостаточность), бронхобструкция.
4. Классификация и механизмы фармакологического действия препаратов, используемых при лечении хронической пневмонии и бронхиальной астмы.
2Литература
1. Патофизиология. Курс лекций/Под ред. П.Ф.Литвицкого. М.: Медицина, 1995. - 752с.
2. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. - М.,
Медицина, 1986. - 625с.
3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Медицина, 1994. - 446с.
4. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней. - Мн:Вышэйшая школа, 1996. - 448с.
5. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.
2IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:
2I. Основная:
1. А.В.Мазурин,И.М.Воронцов.Пропедевтика детских болезней.
-М.: Медицина -1985г.
2. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446с.
3. Н.П.Шабалов. Детские болезни. - М.:Медицина, 1993.
4. Детские болезни/Под ред. А.Ф.Тура. - М.:Медицина, 1985. 608с.
5. Детские болезни/Под ред. Л.А.Исаевой. - М.:Медицина,
1986. - 592с.
6. Конспекты лекций.
- 5 2II. Дополнительная:
1. Болезни органов дыхания у детей/Под ред. С.В.Рачинского,
В.К.Таточенко. - М.:Медицина, 1985.
2. Руководство по пульмонологии детского возраста/Под ред.
Ю.Ф.Домбровской. - М.:Медицина, 1978. - 524с.
3. Каганов С.Ю., Рузинова Н.Н., Голикова Т.М. Хронические заболевания легких у детей и критерии их диагностики. - М.:Медицина, 1979. - 248с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.