Бронхиальная астма. Хроническая пневмония: Учебно-методическая разработка, страница 5

Термин "хроническая пневмония" принят в отечественной  педиатрии. В  зарубежной  литературе указанная форма обозначается как

"бронхоэктазия (бронхоэктазы)",  "хроническое бронхолегочное воспаление", "средне- или нижнедолевой синдром",  "хронический бронхит" и др.

 _Критерии диагностики: .  наличие характерных клинических симптомов различной выраженности, кашель с мокротой, стабильные локализованные хрипы  в легких,  периодически возникающие обострения.

Рентгенологически определяются признаки  ограниченного  пневмосклкроза, бронхографически - деформации и расширения бронхов.

Клинико-рентгенологическая характеристика включает:

1. Объем и локализацию бронхолегочного поражения.


- 14 2. Характеристику поражения бронхов:

- деформация бронхов без их существенного расширения;

- бронхоэктазы;

- стеноз;

- вид и локализация эндобронхита.

3.  Период заболевания:

- обострение

- ремиссия.

Тяжесть заболевания  определяется  характером  перечисленных изменений.

 2VII. Схема обследования больного.

 _Жалобы. . Больные предъявляют жалобы на кашель в ранние утренние часы, ночью, а также в течение дня.

Отмечается чувство стеснения или дискомфорта в грудной клетке.  Затрудненное дыхание с удлиненным выдохом, наличие свистящих хрипов на выдохе.

 _При сборе анамнеза жизни . выясняют частоту ОРВИ  с  эпизодами бронхиальной обструкции.  Наличие признаков аллергии в личном или семейном анамнезе. условия труда родителей,

 _При сборе  анамнеза заболевания . необходимо обратить внимание на начало болезни.  Выясняют связь с заболеваниями,  пищевой  или медикаментозной сенсибилизацией.

Сбор анамнеза заболевания по общепринятой схеме включает получение информации от родителей, а также из медицинской документации.

 _При осмотре больного . охарактеризовать общее состояние и  самочувствие больного.

Обратить внимание  на  выраженность интоксикационного и обструктивного синдромов (частоты дыхания,  участие  вспомогательной мускулатуры в  акте  дыхания,  интенсивность  свистящего дыхания, вздутие грудной клетки, характер дыхания в легких).

 _Дать оценку лабораторным и инструментальным методам исследо _вани:

- клиническому анализу крови и мочи;

- биохимическим анализам крови (общий белок и  фракции,  К+,

Na, Са, Р, СРБ, сиаловые кислоты);

- иммунограмма;


- 15 - исследование функции внешнего дыхания (никфлоуметрия, спирометрия, пневмотахометрия);

- изучение аллергологического статуса (кожные покровы, РАСТ,

ИФА);

- рентгенологическому исследованию органов грудной клетки.

 2VIII. 0  2Самостоятельная работа студентов. 0

 2Задание N 1 0. Обследуйте больного с бронхиальной астмой.

а) собрать  анамнез,  обращая  внимание на преморбидный фон, наследственность;

б) при  объективном  обследовании обратите внимание на общее состояние ребенка, ведущие симптомы заболевания;

в) систематизируйте жалобы, данные объективного осмотра, лабораторные данные, данные R-обследования;

г) с  какими  заболеваниями проведете дифференциальный диагноз; обоснуйте свой ответ.

 2Задание N 2 0. Составьте  алгоритм  распознования  болезни  по предложенной схеме.

---------------T------------------------T-----------------------Этапы          ¦Признаки, теоретически  ¦ Признаки болезни, выявдиагностики    ¦возможные при данной но-¦ ленные у Вашего боль¦зологической форме      ¦ ного.

¦(работа с учебником)    ¦

---------------+------------------------+-----------------------Жалобы

Анамнез заболевания

Анамнез жизни

Объективный осмотр

Лабораторные исследования

Инструментальные исследования

-----------------------------------------------------------------


- 16  2Задание N 3 0.  Проанализируйте историю болезни ребенка с хронической пневмонией. Для этого:

а) выделите факторы риска  развития  заболевания  у  данного больного;

б) выделите  признаки поражения органов дыхания,  проследите за их нарастанием в динамике;

в) оцените  состояние других органов и систем в динамике заболевания;

г) оцените лабораторные и R-логические данные;

д) дайте оценку комплексу проведенных лечебных мероприятий.

 2Задание N 4 0.Обследуйте вновь поступившего ребенка.

Для этого:

а) соберите анамнез,  обратите особое внимание на связь данного заболевания с предшествующими,  характер жалоб, наследственность;

б) проведите объективный осмотр больного, установите ведущий клинический синдром;

в) сформулируйте предварительный диагноз на основании  анамнеза и объективных данных;

г) составьте план обследования  и  лечения,  обоснуйте  свои назначения.

 2Задание N 5 0. Составьте алгоритм лечения бронхиальной астмы у ребенка.

---------------T------------------------T-----------------------Этапы          ¦Лечение, применяемое при¦ Лечение данного больнолечения        ¦данном заболевании      ¦ го

¦(работа с учебником)    ¦

---------------+------------------------+-----------------------Режим

Диета

Этиопатогенетическая терапия

Симптоматическая терапия

---------------------------------------------------------------- 2Задание N 6 0. Провести  2  0общий осмотр, тщательно собрать анам-


- 17 нез,  провести клиническое исследование ребенка с бронхиальной 2  0астмой.

 2Задание N 7 0. Проанализируйте историю болезни ребенка с бронхиальной астмой. Для этого выберите:

а) факторы риска развития заболевания у данного больного;

б) выделите  признаки поражения органов дыхания,  проследите за их нарастанием в динамике;

в) оцените  состояние других органов и систем в динамике заболевания;

г) оцените лабораторные и R-логические данные;

д) дайте оценку комплексу проведенных лечебных мероприятий.

 2Задание N 8 0.  Обследуйте больного с бронхиальной астмой:

а) соберите анамнез, обращая внимание на преморбидный фон;

б) выделите ведущие симптомы заболевания;

в) с какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз. Обоснуйте свой ответ.

 2Задание N 9 0.  Проведите экспертную  оценку  истории  болезни стационарного  больного с бронхиальной астмой:

Для этого:

1) обратите внимание на сроки обращаемости,  дату госпитализации, дату выставления клинического диагноза;

2) при поздней госпитализации, укажите предполагаемую причину этого;

3) ответьте  на вопрос,  достаточно ли полно и в какие сроки проведено обследование больного, обоснуйте свой ответ;