Термин "хроническая пневмония" принят в отечественной педиатрии. В зарубежной литературе указанная форма обозначается как
"бронхоэктазия (бронхоэктазы)", "хроническое бронхолегочное воспаление", "средне- или нижнедолевой синдром", "хронический бронхит" и др.
_Критерии диагностики: . наличие характерных клинических симптомов различной выраженности, кашель с мокротой, стабильные локализованные хрипы в легких, периодически возникающие обострения.
Рентгенологически определяются признаки ограниченного пневмосклкроза, бронхографически - деформации и расширения бронхов.
Клинико-рентгенологическая характеристика включает:
1. Объем и локализацию бронхолегочного поражения.
- 14 2. Характеристику поражения бронхов:
- деформация бронхов без их существенного расширения;
- бронхоэктазы;
- стеноз;
- вид и локализация эндобронхита.
3. Период заболевания:
- обострение
- ремиссия.
Тяжесть заболевания определяется характером перечисленных изменений.
2VII. Схема обследования больного.
_Жалобы. . Больные предъявляют жалобы на кашель в ранние утренние часы, ночью, а также в течение дня.
Отмечается чувство стеснения или дискомфорта в грудной клетке. Затрудненное дыхание с удлиненным выдохом, наличие свистящих хрипов на выдохе.
_При сборе анамнеза жизни . выясняют частоту ОРВИ с эпизодами бронхиальной обструкции. Наличие признаков аллергии в личном или семейном анамнезе. условия труда родителей,
_При сборе анамнеза заболевания . необходимо обратить внимание на начало болезни. Выясняют связь с заболеваниями, пищевой или медикаментозной сенсибилизацией.
Сбор анамнеза заболевания по общепринятой схеме включает получение информации от родителей, а также из медицинской документации.
_При осмотре больного . охарактеризовать общее состояние и самочувствие больного.
Обратить внимание на выраженность интоксикационного и обструктивного синдромов (частоты дыхания, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, интенсивность свистящего дыхания, вздутие грудной клетки, характер дыхания в легких).
_Дать оценку лабораторным и инструментальным методам исследо _вани:
- клиническому анализу крови и мочи;
- биохимическим анализам крови (общий белок и фракции, К+,
Na, Са, Р, СРБ, сиаловые кислоты);
- иммунограмма;
- 15 - исследование функции внешнего дыхания (никфлоуметрия, спирометрия, пневмотахометрия);
- изучение аллергологического статуса (кожные покровы, РАСТ,
ИФА);
- рентгенологическому исследованию органов грудной клетки.
2VIII. 0 2Самостоятельная работа студентов. 0
2Задание N 1 0. Обследуйте больного с бронхиальной астмой.
а) собрать анамнез, обращая внимание на преморбидный фон, наследственность;
б) при объективном обследовании обратите внимание на общее состояние ребенка, ведущие симптомы заболевания;
в) систематизируйте жалобы, данные объективного осмотра, лабораторные данные, данные R-обследования;
г) с какими заболеваниями проведете дифференциальный диагноз; обоснуйте свой ответ.
2Задание N 2 0. Составьте алгоритм распознования болезни по предложенной схеме.
---------------T------------------------T-----------------------Этапы ¦Признаки, теоретически ¦ Признаки болезни, выявдиагностики ¦возможные при данной но-¦ ленные у Вашего боль¦зологической форме ¦ ного.
¦(работа с учебником) ¦
---------------+------------------------+-----------------------Жалобы
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Объективный осмотр
Лабораторные исследования
Инструментальные исследования
-----------------------------------------------------------------
- 16 2Задание N 3 0. Проанализируйте историю болезни ребенка с хронической пневмонией. Для этого:
а) выделите факторы риска развития заболевания у данного больного;
б) выделите признаки поражения органов дыхания, проследите за их нарастанием в динамике;
в) оцените состояние других органов и систем в динамике заболевания;
г) оцените лабораторные и R-логические данные;
д) дайте оценку комплексу проведенных лечебных мероприятий.
2Задание N 4 0.Обследуйте вновь поступившего ребенка.
Для этого:
а) соберите анамнез, обратите особое внимание на связь данного заболевания с предшествующими, характер жалоб, наследственность;
б) проведите объективный осмотр больного, установите ведущий клинический синдром;
в) сформулируйте предварительный диагноз на основании анамнеза и объективных данных;
г) составьте план обследования и лечения, обоснуйте свои назначения.
2Задание N 5 0. Составьте алгоритм лечения бронхиальной астмы у ребенка.
---------------T------------------------T-----------------------Этапы ¦Лечение, применяемое при¦ Лечение данного больнолечения ¦данном заболевании ¦ го
¦(работа с учебником) ¦
---------------+------------------------+-----------------------Режим
Диета
Этиопатогенетическая терапия
Симптоматическая терапия
---------------------------------------------------------------- 2Задание N 6 0. Провести 2 0общий осмотр, тщательно собрать анам-
- 17 нез, провести клиническое исследование ребенка с бронхиальной 2 0астмой.
2Задание N 7 0. Проанализируйте историю болезни ребенка с бронхиальной астмой. Для этого выберите:
а) факторы риска развития заболевания у данного больного;
б) выделите признаки поражения органов дыхания, проследите за их нарастанием в динамике;
в) оцените состояние других органов и систем в динамике заболевания;
г) оцените лабораторные и R-логические данные;
д) дайте оценку комплексу проведенных лечебных мероприятий.
2Задание N 8 0. Обследуйте больного с бронхиальной астмой:
а) соберите анамнез, обращая внимание на преморбидный фон;
б) выделите ведущие симптомы заболевания;
в) с какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз. Обоснуйте свой ответ.
2Задание N 9 0. Проведите экспертную оценку истории болезни стационарного больного с бронхиальной астмой:
Для этого:
1) обратите внимание на сроки обращаемости, дату госпитализации, дату выставления клинического диагноза;
2) при поздней госпитализации, укажите предполагаемую причину этого;
3) ответьте на вопрос, достаточно ли полно и в какие сроки проведено обследование больного, обоснуйте свой ответ;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.