Общей основой, а также направлением интернационализации и корпоратизации национальных компаний следует считать глобализацию их деятельности. Данный термин понимается нами, как качественно новое состояние, во-первых интернационализации на основе прозрачности границ национальных рынков (выхода этих рынков за пределы внутренних рынков отдельных стран), и, во-вторых, корпоратизации на основе иерархически высших форм межотраслевой и межгосударственной кооперации акционерных сообществ, комплексов и компаний с целью повышения рыночной активности и стратегического лидерства. Примером такой кооперации может служить нефтехимический комплекс «ЛУКОЙЛ». Прогнозируемые объемы выпуска готовой продукции и финансовые показатели в 2000-2005 гг. приведены в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Рост выпуска нефтехимической продукции и финансовых показателей
Показатели |
Ед. измер. |
2000 г. |
2005г. |
Темп роста (%) |
Выпуск нефтехимической продукции |
тыс.т. |
2045 |
3233 |
158 |
в том числе пластических масс |
-«- |
719 |
1130 |
157,1 |
Сопутствующая нефтехимическая продукция |
-«- |
1328 |
2103 |
158,5 |
Объем продаж |
млн.долл. |
762,3 |
1630 |
213,8 |
Инвестиции |
-«- |
120 |
120 |
100,0 |
Речь идет о транснациональном характере интеграции компаний и формировании глобального рынка. Глобализация включает также деятельность предприятий на этом глобальном рынке, начиная от стратегии маркетингового планирования и заканчивая операциями сбыта продукции. Масштабы глобализации как результат расширения взаимодействия предприятий отдельных стран, а также хозяйственных отраслей еще в начале 90-х годов вызвали развитие корпоратизация и корпоративного управления.
Анализ данных процессов доказал, что РА во многом зависит от фирменных стилей, которые лежат в основе взаимодействия между участниками международного бизнеса. Наибольшее распространение в развитии РА получили англо-американский, немецкий и японский стили (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Рыночная активность в зависимости от стилей корпоративного управления
Параметры РА |
Англо-американский стиль |
Немецкий стиль |
Японский стиль |
Страны распространения |
Великобритания, США, Канада, Швеция, Австралия, Голландия |
ФРГ, Италия, Норвегия, Франция, Бельгия |
Япония |
Основная черта стиля |
Управление на основе совместного принятия решения |
Средний уровень делегирования полномочий |
Потребность соблюдения дистанции при подчинении Отношения на основе доверия |
Основная характеристика модели |
Рост числа не связанных с корпорацией индивидуальных акционеров, четкая законодательная база |
Основные функционеры корпораций - банки Банковское финансирование вместо акционерного. Контакты корпора-ций и банков |
Высокий процент различных корпораций и банков в составе акционеров по схеме банк-корпорация - группа корпораций |
Особенности деятельности |
Акционеры могут не присутствовать на собраниях, реализуя право голоса по доверенности Институциональные инвесторы отслеживают корпорацию через аудиторов, инвестиционные фонды |
Акции на предъявителя. Банки распоряжаются голосами сами, с согласия акционеров. Заочно голосовать нельзя, это право передоверяется банку |
Собрание акционеров носит формальный характер |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.