- Изменение общественных ценностей и образа жизни. Возрастание интереса к здоровому образу жизни, тревога общества по поводу загрязнения окружающей среды представляет собой серьезную угрозу для ряда отраслей, приводит к сокращению объемов продаж их продукции. Мировое производство конца 20-го века работало под девизом «Загрязняй но плати». Увеличение качества и безотходности производства обеспечит безопасные условия проживания населения. Меняется стиль жизни общества, изменяется отношение к различным товарам – все это мощный источник перемен на рынке.
- Территориально-географические положение фирмы.Следствием их действия являются стоимость и протяженность межгосударственных коммуникаций.
Задачей предпринимательского менеджмента является максимальное использование перечисленных факторов для расширения рыночной активности фирмы и упущение при формировании стратегии любого из этих факторов может привести к проигрышу в конкурентной борьбе.
В Республике Беларусь существуют достаточно убедительные предпосылки развития рыночной активности высокотехнологичных предприятий на внешнем рынке [154,101]. К их числу мы относим:
- систему образования и высокий уровень инженерно-технической культуры, а также изобретательской деятельности, результат которых – развивающийся интеллектуальный потенциал, что можно оценить по качеству защищаемых диссертаций;
- систему внедрения и распространения научно-технических достижений в производство с ранее низким техническим уровнем;
- спрос на продукцию наукоемких предприятий.
В ряде областей наша страна обладает сегодня «ноу-хау» мирового уровня. Это разработки в области лазерной техники, теоретических основ автоматизированного управления характеристиками стальных деталей, технология получения новых материалов и веществ и др. По оценкам Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, научно-технологический потенциал нашей страны составляет несколько миллиардов долларов.
Производителям высокотехнологичной продукции приходится строить свою рыночную стратегию на мировом рынке с учетом высокой насыщенности рынка. Это означает, что даже при благоприятном состоянии в экономике конкуренция остается острой.
Перед национальной экономикой остро стоит задача продвижения товаров и интересов белорусских производителей на мировой рынок. Но сделать это не просто, поскольку мы уже отстали от современных тенденций мировохозяйственного развития. С одной стороны, в настоящее время Беларусь имеет научные разработки V и VI технологических укладов (к V технологическому укладу относятся оптика, оптоэлектроника, точная механика, нанотехнологии, биотехнология, компьютеризация; к VI – сверхскоростные транспортные артерии, интегрированные телекоммуникации глобального масштаба, искусственный интеллект), которые определяют эффективность постиндустриальных обществ, с другой стороны мы до сих пор не владеем «языком общения», принятым на мировом рынке: на предприятиях республики не освоены GALS-технологии, которые являются инструментом повышения эффективности производства и конкурентоспособности изделий. Они активно применяются во всем мире при разработке и производстве сложной наукоемкой продукции, которая потребовала создания глобального экономического пространства со своими правилами игры. Язык общения в нем - международные стандарты серии ISO и мировые цены, средство общения – мировые коммуникационные сети (Интернет). В результате того, что Беларусь не входит в мировое GALS-сообщество, наш экспорт сложной машиностроительной продукции в развитые страны очень мал и все более сокращается. Находясь в стороне от мирового GALS-сообщества, мы сами изолировали себя от мирового потока товаров, капиталов и технологий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.