Проблемы развития транспортных коммуникаций: Сборник статтей, страница 6

На наш взгляд, технический паспорт станции должен состоять из следующих основных разделов (рисунок 1): общая характеристика станции, техническая характеристика, нормативная документация, эксплуатационные показатели работы, экономические характеристики, штатное расписание, безопасность движения и маневровая работа, охрана труда, экологический паспорт, эталонные методики расчётов параметров станции, архив. Все материалы паспорта оформляются в виде схем и таблиц и сопровождаются инструкцией о порядке их разработки и оформления.

В разделе «Общая характеристика» следует отразить:

·  принадлежность станции к железнодорожной линии, узлу;

·  назначение станции по функциональному признаку;

·  назначение станции по характеру работы;

·  класс станции в зависимости от объёма выполняемой работы;

·  взаимное расположение основных парков (путей) станции (параллельное, последовательное, полупродольное и другое);

·  характеристика перегонов, примыкающих к станции.

Раздел может сопровождаться немасштабной схемой станции в осях путей, на которой показывается взаимное расположение парков (путей), служебно-технических зданий, устройств других служб (локомотивного и вагонного хозяйств, дистанции пути, дистанции сигнализации и связи, энергодистанции и так далее), места примыкания к станции их путевого развития, а так же подъездных путей. В этом разделе может быть представлен перечень операций и предоставляемых услуг, осуществляемых станцией.

В раздел «Техническая характеристика станции» (рисунок 2) включаются сведения о: путевом развитии, искусственных сооружениях, схемах воздушных, наземных и подземных коммуникаций, расположенных в пределах территории станции, зданиях и сооружениях производственного и бытового назначения, технической характеристике пассажирских и грузовых устройств, объектах, примыкающих к станции или расположенных на её территории, находящихся на балансе других служб и организаций.

Содержание этого раздела, на наш взгляд, центрального и наиболее трудоёмкого (в паспорте) рассмотрим в качестве примера более подробно.

Так пункт «Путевое развитие» включает в себя характеристику четырёх основных элементов станции: план и профиль станционных путей, земляное


 


Рисунок 1 – Структура технического паспорта станции


 


Рисунок 2 – Составляющие технической характеристики


полотно, верхнее строение пути, инженерные сети. В свою очередь «План и профиль станционных путей» содержит: масштабный план станции, ведомости путей, стрелочных переводов, глухих пересечений, кривых участков цепи (эта информация довольно часто в настоящее время отсутствует вообще), характеристику негабаритных и опасных мест, продольные профили станционных путей, здесь для крупных станций следует привести характеристику плана и профиля подходов главных и соединительных путей. Причём предусматривается в ведомостях путей, стрелочных переводов, глухих пересечений и так далее, представлять более развернутую и полную информацию.

В пункте «Земляное полотно» даётся общая характеристика (вид поперечного очертания, характеристика грунтов, участки с нарушением параметров земляного полотна – ширины и крутизны откосов и другие), оценка деформируемых участков земляного полотна (причём если их нет, то надобность в такой информации отпадает), характеристика водоотводных и водопропускных устройств и сооружений.

«Верхнее строение» рассматривается отдельно путей, стрелочных переводов и глухих пересечений. Причём требуется, например, для путей наряду с известными характеристиками указывать распределение длины по типам рельсов (так как имеет место укладка путей из разных типов рельсов), допустимую скорость движения стрелочных переводов и глухих пересечений – год укладки, подстрелочное основание и допустимые скорости движения.

«Инженерные сети» всех видов (СЦБ, связи, электроснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и другие) изображаться должны на схемах станций более мелкого масштаба (например, 1:2000 - поперечный и 1:4000 - продольный). Причём, с целью удобного их чтения на чертеже крупных станций, и его не следует нагромождать, допустим, сразу всеми сетями. Удобнее всего это будет сделать по видам сетей. Схемы инженерных сетей сопровождается таблицами, в которых указываются их парамет ры привязка к инженерным коммуникациям глубина заложения или высота подвески и так далее.

В пункте «Сортировочные устройства» излагаются основные характеристики  сортировочных горок различной мощности (большой, средней и малой, включая полугорки эксплуатируемые на отдельных станциях) и вытяжных путей, имеющихся на станции для сортировочной работы.

Для сортировочных горок составляется подробный масштабный план горочной горловины, с нанесением параметров всех элементов,  продольные профили надвижных, спускных и обходных путей.

Планы вытяжных и сортировочных путей показываются на масштабном плане станции  и на продольных профилях, которые приводятся в данном пункте. Кроме того, в настоящем пункте дается ведомость наличия и размещения башмоконакладывателей, башмакосбрасывателей и других устройств такого характера.

Характеристика искусственных сооружений возведенных в пределах территории станции в местах пересечения различного рода препятствий, дается отдельно для сооружений возведенных ниже уровня верха земляного полотна и расположенных над ними.

В этом же разделе даются сведения о служебно-технических зданиях, сооружениях и устройствах пассажирского и грузового комплексов, а также объектов других служб и подразделений, расположенных в пределах территории станции и предназначенных для размещения персонала управления движением, обслуживания пассажиров, подвижного состава и выполнения грузовой и других видов работ в данных сферах деятельности.

Кроме этого приводятся краткие сведения о предприятиях других служб железнодорожного транспорта, расположенных на обособленной территории станции и имеющих, как правило, собственное путевое развитие, а также о подъездных путях, примыкающих к станции.